КАК ЭТО БЫЛО

Воспоминания участника вооружённого восстания 1917 г. в Петрограде ДУДОРЕВА Василия Семёновича (1891 г. р., деревня Дары Вейнянского прихода Полыковичской волости, беспартийного, белоруса)

— Меня призвали в ряды российского военно-морского флота в 1912 г. Через год перевели на крейсер «Аврора», где я прослужил до 1918 г. Был участником революционного движения в Петрограде. В феврале 1917 г. на крейсере произошло восстание. С оружием в руках мы вышли на улицы Петрограда для свержения царской власти. Но министры захватили власть в свои руки и назвали себя «Временным правительством». В это время В.И. Ленина в Петрограде не было. Он прибыл 3 апреля и начал проводить работу по разъяснению сущности обстановки. Народ стал целыми группами переходить на сторону большевиков. Агитация проходила очень долго.
В июле в городе началось выступление против правительства Керенского. Ленин выступил с балкона второго этажа в доме Ксешинской. После его выступления мы отправились к Таврическому дворцу, где нашли одного министра земледелия Чернова, с которым пришлось говорить очень коротко. Оттуда мы вернулись на «Аврору» без всяких успехов в переговорах.
На следующий день на корабле началось следствие: каждого моряка вызывали и допрашивали. Всем задавали одни те же вопросы: «Куда ходили? Что хотели сделать? Как вы на всё это смотрите?»
Отвечали по-разному. По результату следствия двух моряков арестовали. Фамилия одного Ковалевский, он токарь, а второго фамилии не знаю. Но вскоре их освободили.
Через некоторое время Временным правительством был издан приказ арестовать Ленина. В связи с этим он уезжает за границу, но подготовка восстания продолжается. Вскоре он возвращается и проверяет, как идёт подготовка восстания.
Приближается штурм Зимнего дворца. 24 октября в типографию газеты «Рабочий путь» ворвался отряд юнкеров и разгромил её, прервав работу. ЦК партии большевиков даёт указание немедленно отправить в типографию охрану и обеспечить выпуск очередного номера газеты. Вооружённый отряд моряков выполняет задание. К 11 часам утра выходит очередной номер газеты, в котором напечатан призыв к свержению Временного правительства.
ЦК распределяет обязанности надёжным отрядам: следить за железными дорогами, почтой и телеграфом. Партийный центр направляет Военно-революционному совету ленинскую директиву: «Действовать решительно, завершить ликвидацию Временного правительства и захватить власть до открытия 2 Съезда Советов». ВРК выпускает воззвание: «Солдаты, рабочие, граждане, враги переходят в наступление!»
Рабочие поднялись на защиту революции. У Путиловского завода собралась масса народа, получающего оружие. Все они потом направились к районному Совету. Здесь организуются сводные отряды, которые окружают казармы юнкерских училищ, а также казачьи части. На всех углах Выборгской стороны уже стоят красногвардейские посты. Поднялась на ноги Невская застава. По заводскому гудку собираются Васильевский остров, Совет Петроградской стороны. По городу направляются отряды, блокируют военные училища, охраняют важные объекты. Получен приказ установить пулемёты в Петропавловской крепости. Войска, верные Временному правительству, задерживаются и обезоруживаются.
Министры Керенского расставляют посты юнкеров и вводят в дело броневики, выключают телефоны, отдают приказы развести мосты на Неве. В ответ ВРК издаёт контрприказ: «Не допустить разведение мостов!». В это же время красногвардейцы разоружают Михайловское артиллерийское училище. Близится штурм… ВРК шлёт телеграмму в Хельсинки: «ЦентроБалт, Дыбенко: — Высылай немедленно в Питер миноносцы и десант моряков — 5 000 человек».
25 октября моряки из Хельсинки и Кронштадта прибыли в Петроград. В это время выставляются посты у электростанции, занимаются Балтийский и Николаевский вокзалы. «Аврора», стоявшая у стенки франко-русского завода, по приказанию своего комиссара Белышева снимается с якоря и подходит к разведённому Николаевскому мосту. Вскоре мост восстановили и по нему двинулась вся сила большевиков Васильевского острова.. Занимается Варшавский вокзал. Ленин шлёт записки в Полевой штаб и требует усилить осаду Зимнего дворца и ускорить штурм. К шести часам вечера красногвардейцы и матросы тесным кольцом обложили Дворцовую площадь. Защитники дворца соорудили баррикады вокруг него и установили на них пулемёты. Растерянные министры отправляют телеграммы во все стороны с просьбой о присылке войск, но ответа не получают.
Около восьми часов вечера на подступах к Зимнему началась ожесточённая перестрелка. Под огнём участники штурма начали делать перебежки и приближаться ко дворцу. На стене Петропавловской крепости пробило 9 часов. Загорелся красный фонарь. Это и есть сигнал «Авроре»: приготовить орудие к бою…
В 21.40 комиссар Белышев даёт команду: «Носовая, огонь — пли!» Раздаётся громкий орудийный выстрел. Слышны крики «Ура!». Все бросились в атаку, но вскоре она прекратилась из-за огня юнкеров. Наступило затишье — обсуждали, что делать дальше. В 11 часов вечера принимается решение для освещения дворца направить на него прожекторы Петропавловской крепости и крейсера «Аврора». Следующая атака была долгой. Юнкера постепенно стали отступать к стенам дворца.
Вскоре мы разломали огромные ворота и пробились к тем комнатам, где было Временное правительство. И вот уже оно арестовано и отправлено в Петропавловскую крепость. 2 часа ночи. Я в то время был назначен в охрану Смольного. В Петрограде Советская власть одержала победу.
А в Могилёве ещё находилась Ставка под командованием генерала Духонина. Было издано указание – немедленно отправить эшелон с верными революции войсками на разгром Ставки. Мы под руководством Главкома прапорщика Крыленко Н.В. направились в Могилёв.
По приезду собрались на площади перед зданием Ставки, где перед нами выступил с речью Крыленко. После его выступления многие из охраны Ставки перешли на сторону Советской власти, остальные разошлись кто куда. Здесь же были арестованы генералы Корнилов, Деникин, Лукомцев, которых оправили в Быховскую тюрьму. Однако Духонин смог их освободить. Узнав об этом, Крыленко арестовал Духонина и конкой отправил на станцию Могилёв, где с ним было покончено.
Мы ещё пробыли в Могилёве до полного установления здесь Советской власти. Затем отправились в Петроград на свой корабль, где продолжали служить Советской власти.
В 1918 г. была объявлена демобилизация, и я вернулся на Родину, в Могилёв. По приезду сюда я был преследуем бандитами из контрреволюционных офицеров: они приезжали к моим родителям и требовали выдать сына-моряка для сведения с ним счётов. Впоследствии я решил организовать свой партизанский отряд из местного населения, который воевал и с поляками. Вскоре наш отряд объединился с таким же из-под Чаус и совместно мы продолжили борьбу. Но моё заболевание не позволяло нам действовать оперативно, и я со своими товарищами остался заниматься сельским хозяйством.
В 1930 г. уехал в Донбасс, где работал на горных работах. После возвращения в родные места устроился на завод № 7 (авторемонтный, ныне завод им. Кирова). Там трудился до 1940 г. А затем перешёл в колхоз «Диктатура пролетариата».
В годы войны находился на оккупированной территории своего села Дары. После войны с образованием совхоза в него вошёл и наш колхоз. В совхозе «Кадино» я работал до 1962 г. А с 1958 г. являюсь персональным пенсионером местного значения. В настоящее время я пенсионер республиканского значения. Награждён Орденом Красного Знамени и двумя медалями.
2 июля 1969 г.

Подготовила Алла МАКАРОВА, учитель истории и обществоведения ГУО «Средняя школа №19 г. Могилёва»