С утра наука, с обеда — практика

Именно по такому расписанию живут студенты первого и второго курсов факультета биотехнологии и аквакультуры Беларусской сельхозакадемии. С утра занимаются в аудиториях учебных корпусов, а с 16 до 20 часов работают на учебно-производственной молочнотоварной школе-ферме Учхоза БГСХА. Будущие специалисты кормят, доят и ухаживают за животными, учатся диагностировать у буренок всевозможные маститы, проверяют качество молока, убирают производственные помещения.
Чтобы процесс подготовки будущих аграриев был постоянно  практикоориен­тированным, Минис­терство сельского хозяйства и продовольствия рекомендовало академии организовать в течение всего учебного года сколь­зящий график прохождения практик для студентов начальных курсов факультетов агрономического, биотехнологии и аквакультуры, механизации сельского хозяйства.
Первыми после теоретических занятий в аудиториях после обеда надели рабочие халаты, шапочки и бахилы будущие зооинженеры. Каждый день они группами по 10 человек в свободное от учебы время в течение четырех часов осваивают тонкости организации производственных процессов на современной фабрике молока.
— Для наших студентов это очень значимый опыт, — сказал ответственный за практическое обучение на факультете биотехнологии и аквакультуры кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Александр Дуктов. — Во время практики летом они видят только один сезон кормления и содержания животных. Однако рационы в разные периоды существенно отличаются. Летом — это зеленая масса, зимой — консервированные корма: сенаж и силос. Таким образом, увидев на практике в школе-ферме, как организован производственный процесс в течение года, студенты получают полное представление об алгоритме действий в разные периоды времени и лучше усваивают материал. Они видят все преимущества и недостатки, могут проанализировать ситуацию и сделать выводы, которые имеют практическое значение.
Поддерживают нововведение и студенты, которые поделились своими впечатлениями от практических мастер-классов.
— На такой практике мы получаем более полное представление о том, чем будем заниматься в будущем. Недаром говорят, лучше увидеть своими глазами и попробовать на практике, чем по книжкам теорию учить. При этом всегда можно сразу задать уточняющие вопросы и на месте разобраться в проблемных ситуациях, — сказала второкурсница Виктория Шпакова.
— Это большое подспорье в учебе, — добавляет Александр Швед. — Мы усваиваем материал, учимся обращению с животными, видим условия их содержания и рационы кормления, какие проблемы решаются для увеличения производства продукции. Учимся определять показатели микроклимата, чтобы животным было комфортно.
Для первокурсниц Вероники Какошко и Лизы Жариковой, специализирующихся на птицеводстве, приезд на школу-ферму стал замечательной возможностью увидеть будни зоотехников, как содержат и чем кормят буренок и телят, оценить разные типы доильных установок и даже поработать на них. Студентки побывали также в родильном отделении, приняли участие в диагностике мастита у коров, научились обращаться с животными, когда их направляют в доильный зал, освоили алгоритм требований технологического регламента по подготовке коров к доению и после него. «Для нас все было в новинку и в будущем пригодится, — призналась Вероника. — Технолог производства должен быть профессионалом своего дела и глубоко разбираться не только в своей основной специализации — птицеводстве. Я, например, хотела бы работать на свиноводческих или молочнотоварных комплексах». Кстати, Вероника в свое время не сразу определилась с выбором будущей профессии. Выпускница Толочинской школы сначала поступила на дошкольный факультет МГУ имени А.А. Кулешова, но на следующий день после зачисления передумала и забрала свои документы. Подала их в Оршанский медколледж на фельдшера-акушера, но решила, что и это не ее призвание. Чтобы не терять год, получила профессию продавца-оператора связи в лицее текстильщиков. И по совету друзей поступила в академию. «Первые месяцы учебы не разочаровали, а во время этой практики на школе-ферме еще раз убедилась в правильности своего решения. Я люблю животных. Управлять процессами производства в животноводстве — это интересно и всегда будет востребовано в экономике», — сказала Вероника.
Заведующий школой-фермой Александр Попко помощниками доволен и считает решение о круглогодичной практике студентов своевременным. «Наши животноводы трудятся до 16 часов. А потом их подменяют студенты. Все виды работ, что делают животноводы и должны знать зоотехники, они выполняют самостоятельно. Ребята очень хорошие, помогают убирать помещения, кормят и сортируют животных, оказывают помощь при растелах в родильном отделении. Да и мы присматриваем себе будущих работников. Первокурсники сами просятся доить животных. Особенно им нравится установка «карусель». Есть и такие, которые вообще не видели буренок. Ребята занимаются и с телятами, и с коровами. Все периоды выращивания 389 животных, содержащихся на школе-ферме, у них перед глазами».
Подобные практики по своей специализации проходят также на производственных объектах будущие агрономы и инженеры по обслуживанию сельхозмашин. Но о них — в другой раз.
Елена АГЕЙЧИК
Фото Александра ГУРИКОВА