Кормим, доим и танцуем

Минувший декабрь в Учебном центре облсельхозпрода был в основном посвящен животноводам молочной отрасли. Здесь повышали свою квалификацию молодые операторы машинного доения. По завершению учёбы слушатели сдали тест-экзамен и некоторые из них изъявили желание поучаствовать в беседе за круглым столом, поделиться впечатлениями о полученных знаниях, а заодно рассказать о работе, об успехах и проблемах в своих коллективах, на своих рабочих местах.
В беседе принимал участие заместитель директора Учебного центра Евгений Шандраков.

— В этой группе преимущественно молодые операторы. Потому много вопросов, у каждого свои. Видно, что люди не на прогулку приехали. Они хотят получить знания, чтобы работать, давать продукцию и, естественно, получать хорошую зарплату. Деньги, особенно в наше время, — главный стимул производительного труда. Вот мы побывали на передовых фермах Горецкого района. Съездили в Овсянку, посетили школу-ферму, слушатели посмотрели, как работает оборудование, какие могут возникнуть неполадки и что требуется сделать, чтобы животные не болели и давали больше молока лучшего качества. Учебная программа освоена, люди повысили свою квалификацию, получили удостоверения и с хорошими знаниями возвращаются в свои хозяйства, на свои предприятия.
Евгений Павлович конкретизировал тему разговора: понравились ли курсы, как усвоен материал, что нового для себя узнали, каковы впечатления от поездок на ферму, в какой мере освоена проблема технологии машинного доения — ныне это самый актуальный вопрос.
Валентина Карнаухова, филиала «Воротынь» Бобруйского завода ТДиА:
— Здесь у нас все молодые, не знают, наверное, что такое доёнка, а уже осваивают компьютерную технологию. Я всё это, как говорят, проходила, сейчас на пенсии, но ещё работаю. Технология — главный вопрос, с которым у нас всё более-менее нормально. Освоили доильную установку «Параллель». А мне еще на «ёлочке» работать приходилось. Что касается проблем — это, наверное, маститы. Здесь нам тонко преподали, как бороться с болезнями животных. Главное — чтобы была чистота. И непременное соблюдение этой самой технологии. Поездили мы по фермам, посмотрели, как где доят, как ухаживают за животными. Что-то переняли, что-то не нравится — в процессе работы будем смотреть: что принять, от чего отказаться.
— Как Воротынь живёт?
– Растёт наш агрогородок. Молодёжь остаётся. Молодым семьям квартиры дают. Председатель Владимир Викторович — молодой специалист. К нему с любым вопросом в любое время можно подойти. Всегда выслушает, даст ответ, а если что дельное предлагают — старается в жизнь провести. Приходит к нам на ферму, спрашивает о делах, какие есть проблемы, что где хорошо, что не так… Зарплата у нас хоть и небольшая, но всегда вовремя выдаётся.
— Какая, если не секрет?
— И по 600, и по 700 получают. Смотря, как кто работает и каких результатов достигает. Зарплата от молока зависит. Если, скажем, молока нет, то и три, и две сотни получишь. Много зависит от поголовья, от продуктивности. Были у меня коровы — и по 30 литров в сутки давали. Первотёлки у нас сейчас дают самое малое — 25 литров. У нас поголовье 800 коров, молоко идёт, зарплата устраивает. А у нас, кроме молока, занимаются ещё и выращиванием тёлочек — на беспривязном содержании.
— Ну вот вы уйдёте на пенсию. Смену себе подготовили?
— Конечно. У нас все молодые доярки. Есть и резерв —многие готовы пойти к нам на ферму — из полеводства, городские просятся. Я приехала сюда из Чернобыльской зоны, из Брагинского района. И вот с 86 года здесь. Муж тоже рядом — скотником работает. Внучка Надя – на выпойке телят. Дочь тоже, как и я, оператор. Сын уже девятый год слесарем трудится – вся техника за ним. Сестра, брат старший здесь же, в Воротыни живут.
— Семейная профессия! У вас, наверное, медалей целая коллекция?
— Медали не дали. Я раньше лет 20 отработала осеменатором, пошла на пенсию и работаю оператором на дойке.
— А дом хороший дали?
— Дом мы выкупили, то есть, приватизировали. Живем всей семьёй.
— Как Новый год встречаете? Бабушка, наверное, пирог испекла?
— Я уже прабабушка. А к празднику и пирог испеку, приготовлю всё, чего душа желает. Так что в любой праздник все к бабушке на блины приходят.
Людмила Зорич, Сеньковский молочно-товарный комплекс ОАО «Горецкое»:
— Недавно наше пригородное хозяйство возглавил новый директор, человек строгий, дело знающий — работал в Александрии. Экономическое состояние хозяйства улучшилось. Надои пошли вверх, добились, что и молоко стали сдавать классом «экстра». Пошли массовые растёлы, дойных коров прибавляется. Естественно, прибавилось и операторов: бывало, вчетвером справлялись, сейчас — шесть человек. Доильная установка у нас «Параллель». Доение трехразовое. Я работала на доращивании телят, потом меня перевели на раздой первотёлок теперь вот — оператор доильной установки.
— Свою коровку держите?
— Держала. Но работа на комплексе забирает очень много времени, график растянутый. Да и огород большой.
— Семья тоже большая?
— Муж на комплексе скотником работает. А дети поразъехались. Дочь на третьем курсе в Климовичах на ветврача учится. Дома только в выходной вместе собираемся.
Юлия Малахова, ОАО «Быховрайагротехснаб»:
— Что хочу сказать про своё хозяйство и про свой комплекс — работать стало лучше. Дояркой я никогда не работала. Переехали сюда из Гомельской области, пришла в это хозяйство, зарплата лучшая, чем была там. Осталась и решила попробовать поработать в животноводстве. Понравилось, ознакомилась с техникой и технологией, пошло дело. Теперь вот на курсах много чего полезного почерпнула. Комплекс у нас большой — 11 сараев. Содержатся животные, начиная от телёночка до продуктивной коровы.
— Распорядок устраивает?
— Дойка начинается в 5 утра, заканчивается в 8. Всё помыли, убрали — пошли домой. Позавтракали, пообедали — к часу — снова на дойку. Затем к половине шестого приходишь на вечернюю. Так что на ночь являешься поздно. В неделю один выходной, есть подменная доярка. Нравится, не нравится, а работать надо. Привыкаешь. Летом молодняк на луг уходит, а дойное стадо — рядом возле фермы выпасается. Вот подучилась, а при хороших знаниях и трудиться легче.
Татьяна Пасько — филиал ОАО Бобруйского КХП:
— Работаю я в животноводстве не так давно, а в этом хозяйстве — не больше двух месяцев. Хозяйство большое, фактически занимает полрайона. Колхозов пять, а то и больше объединили в один. Все они получили статус отделения во главе с управляющими. Людей очень много.
— Работа нравится?
— Пока не жалуюсь. На нашей ферме недавно проведена реконструкция. Коллектив хороший, дружный. Что касается дойного стада — у меня только две головы: мальчик Тимофей и девочка Анфиса.
— Мальчик Тимофей — это бык?
— Он недавно родился, ему еще и недели нет!
— Непонятно, что за ферма у вас…
— Поясняю: дойное стадо — две коровы. Одна родила мальчика Тимофея, вторая —девочку Анфису.
– ?..
— Потому что у нас комплекс новый, мы ещё не ввели его в эксплуатацию, и вот это первые мои две молодые коровки, не считая Тимофея и Анфисы. Сейчас день за днём идут отёлы первотёлок. У нас только первотёлки. Новосельцы прибывают и прибывают. И поселяться они будут по мере достройки и введения новых помещений. Мы еще, собственно говоря, не работали. Комплекс недостроен.
— Как учёба прошла?
— Мы здесь посещали передовые фермы. Я очень хотела посмотреть, как всё устроено. Хотела не только посмотреть, но и потрогать собственными руками. Пожалуйста, говорят, смотрите, но трогать что-то на дойке нельзя.
— Для вас здесь всё ново?
— Раньше я работала дояркой — это было давно, лет 15 назад. Ферма была старая, доили в молокопровод. Я — местная жительница. Закончив школу, работала в колхозе дояркой. Был комплекс с молокопроводом. Потом его закрыли. Я пошла работать телятницей. Затем пять лет — на почте, столько же санитаркой в больнице. И буквально пару месяцев назад перешла на комплекс.
— Что ж, наверстаете упущенное, освоите новую технологию…
— Это мне нравится, и я стараюсь. Коллектив подобрался хороший. Физически мы устаём, морально и психологически — отдыхаем.
— Своё хозяйство держите?
— Хозяйство небольшое — поросята, куры. В доме очень много работы, но заниматься им некогда. Выпадает минута свободного времени — берёшь кисточку, красишь или обои клеишь. Дом долгое время пустовал.
— Это ваше хобби?
— Ещё художественная самодеятельность. У нас есть Дом культуры. Деревня возрождается. А ведь было — позакрывали всё! Школу закрыли — двухэтажная огромная школа была. Детский сад, ясли закрыли. Столовую, сельский Совет, контору, почту — всё закрыли. Один сельский Дом культуры остался. Вот мы в него ходим, поём, танцуем. Организовали самодеятельность. Ездим по деревням, выступаем, участвуем в праздниках, торжествах. Пусть в деревне пять домов. Всё равно мы туда едем и приносим радость местным старушкам. Клуба нет — люди выходят прямо на улицу, и мы, как бродячие скоморохи, выступаем, поём, танцуем, и они вместе с нами поют и танцуют. Все довольны. Неслучайно наш Президент потребовал немедленного возрождения мелких деревень и деревушек. А мы на всё способны, не только коров доить.
Михаил ВЛАСЕНКО
Фото автора