Доярка… за компьютером
Для животноводов зимняя страда — не менее горячая пора, чем летний сезон. Их труд усложняется не только изменчивой погодой с лютыми холодами, когда требуется сохранить достигнутую на дешёвых летних кормах продуктивность поголовья, не снижая качество продукции. Зима — это ещё и период большой учёбы. С кратковременным отрывом от производства. Впрочем, такая учёба в Центре повышения квалификации облсельхозпрода идёт почти круглый год.
А на прошлой неделе отзанималась очередная группа операторов машинного доения коров. По устоявшейся здесь традиции к концу учебного процесса выкраивается небольшое время для собеседования сушателей с участием представителя прессы. Люди рассказывают о своих успехах и проблемах, пишут рефераты, делятся секретами мастерства, если они сами овладели ими, высказывают пожелания преподавателям и организаторам учёбы…
Лилия Ивановна Малахова — оператор машинного доения из филиала «Агрокомбинат КХП» ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» не промедлила поделиться своей радостью.
— Два месяца назад у нас введён животноводческий комплекс. Поголовье на данный момент небольшое — 186 голов, все первотёлки. Пойдут массовые растёлы — будет, как у нас называют, большое молоко, а там и зарплаты прибавится — первотёлки обычно продуктивнее старых коров.
— Хорошо, если не секрет, платят?
— В пределах 400 рублей. Дальше будет больше — начнутся растёлы, пойдут надои, так что всё остальное будет зависеть от нас, от коллектива. Рядом достраивается второй сарай, будут ещё завозить скот, прибавится людей, дело пойдёт.
— Многое зависит не только от вас, но и от руководства, от специалистов…
— О руководителях хотелось бы доброе слово сказать. Деревня наша уже, можно сказать, доживала свой век, люди покидали насиженные места, уезжали в город, в соседние агрогородки. Сейчас построили современный комплекс, предоставили рабочие места, люди начали возвращаться, обзаводиться жильём, благоустраивать уже покинутые жилища. Всё, как говорят, вернётся… Будет всем работа, наладится жизнь, деревня возродится. А то ведь всё погубили, позакрывали — школу, сельский совет, ликвидировали рабочие места.
— Довольны условиями работы на новом комплексе?..
— Условия прекрасные, ранее такого мы не видали. Большой доильный зал, немецкое оборудование. Я проработала в совхозе 18 лет в полеводческой бригаде. Директор предложил мне пойти на ферму, я с радостью приняла это предложение. Во-первых, рядом с домом; во-вторых, прекрасные условия на работе: новое здание, новое оборудование — всё как бы непривычно. И мы от души благодарим нашего руководителя Александра Александровича — для работы животноводов создаются идеальные условия, а нашим семьям открывается большая перспектива для жизни и быта. Хороший, дружный коллектив. Мне всё здесь нравится. Нравится работать именно в колхозе, не нужно мне никакого городского предприятия, какие бы условия там ни были и сколько бы там не платили.
— Учёба на курсах как даётся?
— Мне — легко. И интересно. Перед тем как поехать в Горки на повышение, к нам приезжали специалисты, подучили нас на месте немножко, так что почти всё мне знакомо. Я, можно сказать, полноценный специалист в своём деле. Но и много нового интересного здесь узнала: как выпаивать телят, как ухаживать за коровами, как их кормить, как лечить. Здесь выступали учёные-специалисты Белорусской сельхозакадемии. Они нам много чего полезного преподавали. Мне настолько здесь понравилось, что уезжать не хочется. Но тянет домой, в свой коллектив, в свою семью. А все эти знания мне в будущем, в моей работе, думаю, очень пригодятся.
— Значит, вы нашли своё призвание?
— Именно призвание, и я со своей стороны буду прикладывать все усилия, чтобы работать лучше, больше получать продукции — тогда и жить станем лучше.
— Новый год на пороге…
— И я от имени своих молодых сокурсниц хочу пожелать в новом году всем новых успехов — на радость себе и на пользу Державе.
Наталья Олеговна Янкова, которая работает в ОАО «Леснянский Агро» Славгородского района, по праву считает свою профессию семейной.
— Муж Игорь работает на нашей же ферме — кормит животных. Мать на льготной пенсии, но продолжает работать. Правда, не на комплексе, а на обычной ферме. Часто беседуем, спорим, где лучше. На комплекс она не пошла бы — на старой ферме привычнее, несмотря на то, что там больше ручного труда. Хотя и у них в вёдра уже никто не доит, есть молокопровод. У меня своя семья, у нас трое деток — тоже много к себе внимания требуют. Учатся в школе. Самая младшая ходит в садик.
— Бывают на ферме?
— Даже помогали. Им это интересно — с животными пообщаться.
— У вас, наверное, своя коровка есть?
— Нет, сейчас у нас никто коров не держит — молоко покупают в магазине, оно недорогое. Да и содержать буренку очень хлопотно. На ферме и так работы много, за день, конечно, доярка устаёт. А еще домашние дела… Но работа — это главное.
— Каковы же успехи?
— У нас на комплексе 580 коров. За сутки надаиваем по три с половиной — четыре тонны молока. Это стабильно. Корма хорошие — всё поедают.
— Что даёте?
— Кукурузный сенаж, комбикорма. Используем докорм.
— Как вы его используете?
— Корова заходит на дойку. Компьютер уже регистрирует, сколько она даст молока, исходя из этого, рассчитывает, сколько ей полагается докорма. Когда-то доярка — я те времена не помню, слышала от других — приходила на дойку и прежде, чем начать доить корову, давала ей кусочек хлеба. Тогда она охотно отдаёт ей всё молоко.
— Начальники не обижают?
— Всё нормально.
— Зарплата хорошая?
— Три с половиной — четыре сотни — маловато, но надеемся на большее. Всё зависит от нас: как поработаем, так и получим. Вот учёба закончилась, повысили квалификацию. Повысятся надои — надо полагать, добавят и зарплаты…
Нет проблем в работе у Натальи Полозовой, оператора машинного доения филиала «Мокрянский» ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» и Марии Газовой из ОАО «Дрибинрайагропромтехснаб».
— У нас всё хорошо, — хвалится Мария Михайловна. — Ферма новая, работа интересная, коллектив дружный, трудолюбивый. Зарплата нормальная, не в обиде. Я вот первотёлок раздоила — 600 рублей в месяц получаю.
— Что надо делать, чтобы получать высокие надои и, естественно, хорошую зарплату?
— Нужен уход за животными, ласка, конечно, корма.
— Что следует понимать под лаской?
— Любить надо коровок, а не просто подоил, бросил корма — и домой. Животное тоже любит уход и подход. С ним надо уметь разговаривать.
Итоги беседы подвёл заместитель директора Учебного центра по учебно-производственной работе Евгений Шандраков:
— На современном этапе развития сельского хозяйства в животноводстве, в первую очередь, в молочной отрасли, повсеместно внедряются новые технологии, машины и оборудование. Сегодня практически в каждом хозяйстве есть молочно-товарный комплекс, оснащённый современным оборудованием, современным доильным залом. Это требует от обслуживающего персонала более глубокого изучения всего технического и технологического комплекса.
Мне приходилось довольно много ездить по хозяйствам, проводить занятия во время посещения комплексов. Т.е. операторы машинного доения учились непосредственно в своих доильных залах, на своих рабочих местах, на своём рабочем оборудовании.
Можно было, конечно, проводить такое обучение в нерабочее время, но это потребовало бы дополнительного времени, нарушения рабочего процесса, отрыва от производства при недостатке работников. И доят три раза — утром, в обед и поздно вечером. Так что не всегда есть возможность у руководства отправить людей, скажем, в наш учебный центр на курсы повышения квалификации.
Поездив по этим комплексам, я заметил, что в хозяйствах остро ощущается нехватка животноводов и особенно молодёжи. Большинство операторов — предпенсионного и даже пенсионного возраста. Им сложнее осваивать современную технику и технологию, которая требует более углублённого изучения. И вот эти курсы построены таким образом, чтобы за оптимальный период — пять дней, или 40 часов — слушатели могли получить основные знания по устройству доильного оборудования, физиологии и анатомии животных — то, что им как раз необходимо для работы. Потому и приглашаем к преподаванию ведущих учёных Белорусской сельхозакадемии.
Что касается доильного оборудования, оно полностью компьютеризировано, здесь и пульты управления — всё это облегчает рабочий процесс. Оператору всё это нужно знать до мелочей: какими функциями надо овладеть, когда какие кнопки нажимать. А их много, и каждая кнопка имеет своё значение. В обычных прежних доильных аппаратах — то ли доильное ведро, молокопровод — там не было никаких пультов и даже электричества — там за счёт вакуума проходил весь процесс: включила — подоила — выключила.
Нынче у каждой коровы есть свой чип и, когда она заходит в зал, компьютер считывает информацию: каково физиологическое состояние коровы, сколько от неё можно взять молока и сколько ей полагается того же докорма. Оператор через пульт может всё увидеть, оценить и дать соответствующую информацию ветврачу, зоотехнику: что вот это животное, допустим, хромое, маститное, его надо подлечить, почистить ему копыта. Специалист, в свой черед, даёт соответствующую команду конкретному работнику, что необходимо сделать.
Что касается учёбы операторов, то у них возникает больше всего вопросов. Стараемся им дать максимум информации, чтобы каждый слушатель уехал домой с полным комплектом знаний, необходимых для продуктивной работы.
У нас также есть всё необходимое учебное оборудование. Создан учебно-методический отдел, куда входят наши специалисты, программист, который помогает составлять тесты, слайды, используемые преподавателем при чтении лекций, проведении лабораторных занятий или проведении собеседований… Есть компьютерный зал, всевозможные тренировочные симуляторы.
По окончании учёбы слушателям по результатам экзамена выдаётся свидетельство, дающее им право на повышение классности, а это влечёт за собой повышение заработной платы и учитывается при уходе человека на пенсию. Но все доплаты, конечно, устанавливаются при финансовой возможности хозяйства, что, в свою очередь, обеспечивается повышением производительности труда.
Итак, в новый год — с новыми знаниями!
Беседовал
Михаил ВЛАСЕНКО
Фото автора