На бескозырке — гордое «Аврора»
На Радуницу, будучи в Могилеве на Лавсановском кладбище, мы с супругом случайно заметили старое надгробие, которое, кстати, вскоре заменили. Конечно же, нас заинтересовала надпись, сделанная родными. Легендарное название «Аврора» не могло не привлечь внимания. Мой интерес был оправдан. Имя Горского Ивана Васильевича оказалось известным в Могилёве. В Государственном архиве общественных объединений Могилёвской области хранятся его воспоминания. Читая их, невольно проникаешься характером и боевым духом этого человека.
«У каждого человека, который прошёл немало жизненных путей, есть свои реликвии — дорогие вещи, которые сохраняешь как память о пережитом, передаёшь в наследство детям. Самые дорогие реликвии для меня — это матросская бескозырка, на которой написано «Аврора», фотография моего родного корабля и орден Боевого Красного Знамени. Мне вручили его накануне нашего большого праздника — 50-летиего юбилея Советской власти. Боевое Красное Знамя… Под его пламенным светом прошла вся моя молодость. Мне выпало счастье быть участником Октябрьских событий 1917 г., участником штурма Зимнего.
Когда я, сын крестьянина — бедняка из белорусской деревни Гребенёво, стал нести матросскую службу на крейсере «Аврора», ни я, ни мои товарищи не могли и предвидеть, что орудия нашего боевого корабля известят всему миру о начале новой эры.
Нелегкой была матросская жизнь, но именно она впервые помогла мне встретиться с людьми, которые боролись за счастье. Я узнал, что есть на свете партия большевиков, партия Ленина, и всем сердцем поверил в Ленинскую правду. Я нёс вахту около топок крейсера в тот час, когда «Аврора» шла по Неве к Николаевскому мосту, чтобы дать свой исторический залп. Пришлось стоять на посту около Зимнего дворца после того, как он был взят красногвардейцами.
Нёс я вахту и в Смольном. Память навсегда сохранила образ Ленина.
В ноябре 1917 г. в составе 150 моряков Балтийского флота мы, авроровцы, вошли в состав матросского отряда, который под руководством М.В. Крыленко был направлен в Могилёв на разгром царской Верховной Ставки и для установления Советской власти.
С волнением ехал я в родные места, но на этот раз так и не побывал дома: выполнив боевое задание Советской власти, мы вернулись на «Аврору».
И вот 1918 год. На закате срок моей матросской службы. Дорогим стал сердцу революционный Петроград. Нелегко расставаться с морем. Для бывшего «авроровца» везде хватит дел. Но зовут родные поля и пригорки, снится деревенская улица… В марте 1918 года я демобилизуюсь, еду к себе на Родину. И вот я уже шагаю по ней в своей матросской форменке.
Демобилизовали меня с корабля, но я по-прежнему считаю себя призванным революцией.
Она оставила мне боевое оружие, доверила беречь завоевания Октября. А беречь было от кого: сложная обстановка была в то время на Могилёвщине. Половину города оккупировали немцы. На Луполове хозяйничали остатки белогвардейских бандитов. И недели не пробыл я дома, вместе с братьями ушёл лесами в Чаусы, где формировался в то время красноармейский отряд (по данным протокола №1 заседания комиссии при Могилёвском райисполкоме по самопроверке от 15 августа 1932 г. Иван Васильевич был признан «червонным партизаном» 3-го Могилёвского отряда). В отряде было много молодёжи. Там я встретился с земляками: Степаном Короткевичем и Григорием Савицким. Революция в то время не делала нам скидок на возраст. Мы рано научились разбираться, где правда, поняли, что новую жизнь надо строить своими руками. Так начался для меня тяжёлый путь гражданской войны.
Били мы Колчака, били Деникина. Рядом со мной боролись и отдавали жизнь бойцы Красной Армии — рабочие и крестьянские сыновья и дочери. И ещё раз пришлось стать мне под Боевое Красное Знамя в 1941 г., когда фашисты посягнули на нашу землю. Мне, в то время леснику Луполовского лесничества, было нетрудно установить связь с партизанами: я знал все тайные тропы в лесах. Очень радовало моё отцовское сердце то, что рядом со мною, плечо в плечо, борется за освобождение Могилёвщины мой сын Андрей.
В годы фашистской оккупации я был партизаном. Несколько раз арестовывали фашисты, но сломить волю так и не смогли.
Много горя, трудностей вынесло на своих плечах наше поколение. Но когда сегодня вижу счастливые, радостные лица девочек и мальчиков, слышу смех и песни молодёжи, мне ясно, что не зря перенесены и эти трудности.
Мне часто приходится встречаться с молодёжью, школьниками. Приходят в мой адрес письма из Болгарии, Кавказа, Дальнего Востока. Тепло становится на сердце от того уважения и почёта, которыми окружает нас, ветеранов, молодёжь. Мы с удовольствием делимся с юношами и девушками дорогими для нас воспоминаниями.
15 августа 1969 г.».
Подготовила публикацию Алла Макарова, учитель истории ГУО «Средняя школа №19 г. Могилева»