Прямой и достойной дорогой

Прямой и достойной дорогой прошёл по жизни ветеран белорусской деревни Александр Алексеевич БАЙКОВ. Недавно он встретил свою восемьдесят восьмую осень. Но, несмотря на такой почтенный возраст, бодр, оптимистичен, ведёт активный образ жизни. Свой богатый опыт механизатора охотно передаёт подрастающей смене.

Родился он 27 сентября 1929 года в деревне Толкачи Покутянского сельсовета (ныне Тёмнолесского) Дрибинского района. Там была создана коммуна, которая размещалась в бывшем помещичьем имении. Когда она прекратила своё существование, семья Байковых перебралась в деревню Дроздовка. Тяжёлое, грозовое время выпало на детство их сына. В 12 лет он заменил в поле ушедшего на войну отца. Когда на белорусскую землю опустилась мрачная ночь оккупации, фашисты приказали деятельность колхозов прекратить, а землю, скот и колхозное имущество поделить между сельчанами. Сколько того скота осталось — и то кормить было нечем, немцы сожгли все корма. Землю возделывали кто как мог — надо было выжить. Значительную долю полученного урожая незваные гости забирали для своих нужд.
Люди верили, а точнее, знали, что Красная Армия вернётся, час освобождения пробьёт. И вот этот час наступил – в сентябре 1943 года наши войска вступили на территорию Дрибинщины. Был воссоздан колхоз, и Александр стал там трудиться. Приходилось неимоверно тяжело, надо было восстанавливать разрушенное и разграбленное за два года фашистской неволи, но люди знали, что работают на себя, на свою страну. К началу победного 1945-го в районе функционировали 144 колхоза из 172-х действовавших здесь до войны.
Его семье повезло — отец вернулся с фронта. А сколько их — и юных, и пожилых — не пришли с полей сражений к родному полю, родной сельской хате. Деревня обезлюдела, вся нагрузка по выращиванию хлеба, уходу за скотиной легла на плечи женщин, стариков и подростков.
Александр в свои пятнадцать лет стал полноправным, а вернее, полноценным колхозником. Любовь к технике с самого раннего детства ему привил отец – один из первых трактористов в округе, а посему сомнений и колебаний – кем быть? – ни на мгновение не возникало. В 1947 году он записался на курсы трактористов при Дрибинской машинно-тракторной станции (МТС). Ходить на занятия приходилось за семь километров, всю зиму – туда и обратно. Но разве это были трудности по сравнению с тем, что он обучался своему любимому делу?! Весной – сдача экзаменов, и вот – он механизатор.
Трудиться начал на колёсных тракторах, заводить технику приходилось ручкой, сколько усилий и времени для этого было необходимо! Потом занимался в Мстиславской школе механизации, проходил переподготовку. По возвращении пересел на гусеничный трактор, был тогда такой НАТИ, а затем на ДТ-53. Конечно, это была техника без особых удобств и с невысокой производительностью. Но разве на это обращали внимание? Имелась работа, любимая, на своей родной земле, и она давала возможность прокормить семью.
Трудовая биография началась с работы трактористом в колхозе «Путь Ильича», продолжилась в совхозе «Дрибинский». Трудился добросовестно, стараясь не только выполнить дневное задание, но и перекрыть его при хорошем качестве пахоты. А тут и время подоспело выполнить долг перед Родиной, парня призвали на службу в Вооружённые Силы Советского Союза. Служил в Туркмении в танковых войсках командиром орудия. В условиях непривычных, непростых. Армейскую форму носил три с половиной года. Но, как и всё, за что он брался, Александр службу прошёл достойно и безупречно.
По прибытию в родные места, возвратился на прежнее место работы и сразу же был направлен на годичные курсы бригадиров тракторной бригады в Буйничскую школу механизации.
Александр Алексеевич вспоминает, что бригадиром он был два года, но руководить людьми оказалось делом непростым, приходилось отвечать за каждого члена своей бригады, плюс к этому необходимо вести документацию, что ему совсем не нравилось, да и молод ещё был для такого дела, потому и вернулся в свой колхоз «Путь Ильича». Трудился в нём механизатором, кстати, в бригаде под началом отца четыре года до выхода родителя на пенсию. А затем организовался совхоз «Дрибинский», в котором Александр Алексеевич работал до пенсии.
И всё это время был в числе передовых работников хозяйства. Свыше трёх десятков лет отдал он сельской ниве, оставаясь верным родной земле. И вроде бы никаких особых свершений не сотворил, просто добросовестно, в любую погоду, зимой и летом – круглый год выполнял нелёгкие, повседневные, но такие необходимые работы на своём «стальном коне»: пахал, сеял, перевозил различные грузы. И делал всё это с завидным мастерством, аккуратно, можно даже сказать безупречно. Мастерство его работы совершенствовалось, возрастало, достигло отточенности. Об этом же говорил и рост показателей его труда. За смену он производил мягкой пахоты до одиннадцати гектаров при норме в пять. Так, например, за год выходило мягкой пахоты до 3000 гектаров, в два с лишним раза больше остальных механизаторов.
Рекордные результаты были достигнуты благодаря неустанной работе, которая не прекращалась даже в межсезонный период, когда механизаторы приводили в порядок свои трактора. К слову сказать, технику, на которой он трудился, Александр Алексеевич всегда содержал в идеальном порядке. Работала она безукоризненно, как часы, что, кстати, позволяло ежемесячно экономить до трёх тонн солярки. Важна ещё такая деталь: даже получая новый трактор, он перебирал его своими руками, до последней гайки, смазывал, регулировал и, только убедившись в полной исправности и надежности, приступал к эксплуатации. В среднем на одном тракторе он работал до двенадцати лет и больше. Всего сменил пять машин.
— Иногда, — вспоминает он, — видел, как механизатор, встречая новый трактор, уже на платформе врубал двигатель на полную мощность, неистово газовал – клубы чёрного дыма над трубой… Ну, думаю, мальчик, недолго он тебе послужит с таким безжалостным обслуживанием. Техника любит заботу, бережный уход, можно сказать, ласковое с ней обращение, впрочем, как и всё, что окружает нас. Свою я содержал в идеальном состоянии. Только тогда она отблагодарит человека долгим сроком службы, четкой работой механизмов, надёжностью в эксплуатации. И получать на ней тогда можно высокие показатели, и качество пахоты.
Эти успехи и достижения не могли остаться незамеченными. Первой наградой, полученной в 1962 году, стала медаль «За трудовое отличие». Через десяток лет его грудь украсила высшая награда Родины – первый орден Ленина.
А 12 декабря 1973 года случилось самое знаменательное событие в жизни Александра Алексеевича – ему было присвоено высокое звание Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда.
О такой важной новости он узнал, когда находился в санатории. Был счастлив оттого, что его неустанный труд был замечен и так высоко оценен. Награду должны были вручать в столице Белоруссии. Как же он волновался, когда вызвали в Минск, и он получил её из рук Председателя Президиума Верховного Совета БССР Фёдора Сурганова. Передовой механизатор воспринял награду как аванс на будущее, как залог того, что надо стремиться работать ещё лучше, ещё производительнее и качественнее. Ибо совершенству нет предела. С этой мыслью, с такой направленностью в делах он трудился до 1989 года — выхода на заслуженный отдых. Была у него и ещё одна ответственная миссия — народный избранник — депутат Верховного Совета СССР с 1974 по 1979 годы. И к этим высоким обязанностям он подходил добросовестно, со всей ответственностью. Находил время для встреч со своими избирателями, выслушивал их, в случае необходимости, помогал.
И поныне, несмотря на солидный возраст, свой богатейший опыт, свои знания и умение Александр Алексеевич передаёт молодой смене, за что получил почётное звание «Заслуженный учитель трудовой молодёжи». Да и ученики его уже заслуженные, уважаемые люди, некоторые, как и он, имеют трудовые награды.
И вот что ещё вспоминает ветеран.
— Зарплата, можно прямо сказать, в ту пору была невысокая, так что говорить, что мы работали из-за больших денег, не стоит. Мы сознавали, что работать надо как можно лучше, чтобы колхоз становился богаче и государство процветало, а там и людям станет жить полегче, достаток придёт в дома колхозников. И потому трудились от зари до зари, а ведь условия сильно отличались от тех, в которых работают нынешние ребята. Сколько пыли и аммиака мы наглотались! Жидкие аммиачные удобрения перевозили без средств индивидуальной защиты, о последствиях не задумывались. Старались сделать как можно больше и лучше.
А между тем, жизнь шла со всеми проблемами и радостями, в семье подрастали четыре сына и дочь. И они не были обделены родительским вниманием и лаской. Александр Алексеевич с удовлетворением отмечает:
— Я очень благодарен судьбе за то, что всю жизнь занимался любимым делом и за своих детей. Двое сыновей – водители, двое – трактористы. За свой добросовестный, безупречный труд награждены многими Почётными грамотами. Дочь закончила в Минске техникум при тракторном заводе, там же и работает. Двое внуков после окончания сельскохозяйственной академии трудятся в сельском хозяйстве. Особенно радует то, что у меня уже двенадцать правнуков.
Ветеран придерживается мнения, что и сейчас на полях и лугах страны трудится много достойных механизаторов, о чём говорят высокие производственные показатели, в частности, во время уборки хлебов. Жатва определяет, как бы высвечивает, лучших. Жаль только, что работать на земле сегодня желают немногие из числа молодых. Говорят, техника сложная, да и заработная плата иногда оставляет желать лучшего. Только он уверен в том, что лёгким хлеб никогда не был и не будет, а трудятся на земле люди всегда. Это – святое. А, значит, и звание хлебороб всегда будет в почёте.
Не теряет Александр Алексеевич связей с молодёжью, выступает перед ребятами, делится опытом, рассказывает о пережитом. Присутствует и напутствует новобранцев при проводах на воинскую службу. Частый гость на соревнованиях пахарей, ему есть, что подсказать, посоветовать трудовой смене, дать объективную оценку их мастерства. Не забывают ветерана и при проведении праздничных мероприятий, он всегда в числе почётных гостей. Активная жизненная позиция отличает Героя Труда, придаёт ему новые силы, вселяет душевную бодрость.
Владимир ЗЮЗЬКЕВИЧ