Баба Лида
Дорожка привела меня к светлому дому в деревне Енополье, расположенному в низине у ручейка. Веселым лаем встречает собака, видно, соскучилась по людям. С другой стороны — это знак хозяйке. А вот и она, одна из старейших жительниц района. Бабушка широко улыбается — гостям в этом доме всегда рада. Тем более теперь, когда 93-летняя Лидия Авсеенко испытывает явный дефицит общения. Но прежде, чем продолжить разговор, хозяйка приглашает в дом посмотреть окончание ее любимой передачи «Суд присяжных».
Пока суд да дело, осматриваюсь, привыкаю к обстановке. Чистенько, цветы, сервант, кровать из того советского прошлого, напоминающие и мое детство. Этим, пожалуй, трудно удивить, а вот, что Лидия Павловна почитывает «Вечный зов» Анатолия Иванова… Здесь элемент неожиданности присутствует.
— Я же привыкла с людьми да с людьми. Но теперь и сходить-то особо не к кому. Была соседка — Бог прибрал. Автомагазин дважды в неделю приезжает, социальный работник Наташа помогает. Это несколько часов, вот библиотекарь предлагает таким образом коротать время.
Хотя, пожалуй, с полгода ей скучать некогда. Больше двадцати лет как не стало мужа, с огородом приходится справляться самой. Картофель, лук, чеснок, морковь, огурцы — все оттуда. Еще при входе в дом заметил на лавке разобранную и помытую для сушки из той же советской эпохи мясорубку. Оказывается, в дело пошла черная рябина. Пригодится как лекарство.
Жизнь каждого человека — это своя отдельная история. И хотя многое в ней, на первый взгляд, такое же, как и у других людей, она всегда особенная. Биография Лидии Павловны тесно переплетена с родной землей. Ее отец был родом из Ганновки, мама из Березок, жили они тогда в Соколовке, место рождения по паспорту — Енополье, хотя, со слов мамы родилась в бане в Березках. Вот такой коктейль. Детство у Лидии было типичным для довоенных лет: с утра до вечера физический труд, и совсем немного оставалось на потехи. Окончила семь классов, что считалось хорошим шагом для дальнейшего постижения науки.
Моей героине судьба уготовила столько испытаний, что, разделив на доли, их бы с лихвой хватило на добрый десяток людей. А досталось все одной. Когда началась война, она уже была взрослой девушкой. Что осталось в ее памяти? Помнит события, к которым причастен бишлеровский отряд. Его зверства в деревнях, расстрелы жителей за связь с партизанами (о бишлеровском отряде на территории нашего района подробные исследования проводила учитель СШ №2 Надежда Ковалева, часть из которых районная газета публиковала несколько лет назад, А.Л.). Помнит арест комсомолки Марии Лагутенко, как арестовали молодежь из Енополья, потом их отправили в Боханы, допрашивали, пороли шомполами. В конце концов, отпустили, а вслед стреляли поверх голов. Страх был несусветный.
Войну прошли отец и один из братьев. Правда, потом сказались ранения, рано ушли из жизни. Война еще аукнулась Лидии. Из Унечи приезжали вербовщики для работы на разборке немецких блиндажей. Можно представить, каково девчатам таскать бревна с наката этих сооружений. Кто-то из подруг подбил дать деру, заготовили сухарей и, так сказать, партизанскими тропами возвратились назад в деревню. А вскоре за ними приехали.
— Наш председатель Игнат уговорил вербовщиков меня не забирать, — вспоминает Лидия Авсеенко. – Мол, девчонка грамотная, окончила семь классов, в колхозе нужен бригадир.
Так стала она бригадирствовать. В деревне было около 100 дворов. Каждое утро надо было обойти каждый из них, дать наряд. Впоследствии работала звеньевой по выращиванию льна, практически все выполнялось вручную. Последние семь лет перед оформлением на пенсию трудилась на свиноферме. Были в ее биографии поездка в Полтаву на сахарный завод, лесовырезка под Белынковичами.
Есть у Лидии Павловны маленький секрет от лени: все, что не делаешь, надо делать с удовольствием. Иначе нельзя. Работа – это источник самовыражения, способ раскрепощения. Без работы мы чахнем. Ей не сидится на месте. Хочешь жить здорово — следуй законам природы: вставай с восходом солнца, ложись с закатом. Работу по хозяйству, которую в состоянии сделать сама, на плечи других не перекладывает. Помогает социальный работник. Вспахать, поскородить, окучить картошку – на помощь приходят сельчане. Не забывает внучка Лена, которая работает в Березковской амбулатории врача общей практики. Вот районка сообщила, что массовая вакцинация против гриппа в Беларуси начнется 1 октября, а баба Лида прививку уже сделала.
Лидия Павловна уверена, что Бог всем дает небесное назначение с рождения. Одному суждено стать поэтом, другому – животноводом. Бабушка знает точно: свои годы она прожила счастливо. Да, на первом месте всегда стояла работа, да, в шкафу висят не так уж много раз надеванные наряды. Но с какой любовью она смотрит и поглаживает медаль «Ветеран труда» и знак «Ударник девятой пятилетки». Наград было больше, но сохранились эти.
— Я уже забыла, когда приглашали на торжественные мероприятия, — не жалуется, а просто констатирует факт баба Лида. — Понимаю, что колхозу сегодня трудно, а нас, пенсионеров, много, не до того. А пиджак висит как напоминание о прошлом. Сейчас вот надену, посмотрим, как буду выглядеть.
Хорошо выглядит. Мы стоим около дома, много историй помнит долгожительница из своей жизни. Была здесь панская усадьба, спиртзавод, к роднику носили охлаждать молоко. Сейчас из него бабушка берет воду. Прошу показать источник. Путь по настилу к нему, я вам скажу, даже для более молодого человека не прост. Доски прогнили, того гляди, что упадешь. А каково 93-летней старушке? Не думаю, что здесь нужны большие материальные затраты. Не надо стелить новые, можно использовать из полов или потолков старых строений, подлежащих сносу. В конце концов, видел старые материалы и на фермах. Подключиться к этому и сделать подарок ко Дню пожилого человека по силам местным сельхозпредприятию и сельисполкому. Не забываем, что мы не молодеем. Надеюсь, намек понятен?..
Александр Лейчинский
ФОТО автора