Герои не умирают

Для каждого фронтовика Великая Отечественная война начиналась по-разному и не в одно и то же время. Но отсчет по-прежнему ведется с 22 июня 1941 года. Черного дня в нашей истории, дня великой беды. Дня, который перечеркнул судьбы миллионов советских людей. Тем величественнее подвиг фронтовиков и партизан, которые, пройдя сквозь огонь войны и тяжелые бои, спасли мир от коричневой чумы.
Мы помним и чтим тех, кто прошел суровое испытание войной, тех, кто сумел не только выстоять, не дрогнуть перед врагом, но и раздавить фашистскую гадину в ее логове. Мы войну учили по учебникам, где иногда правда о ней вытеснялась идеологией. И все же о действительном ходе событий нам, старшему поколению, посчастливилось узнать из первоисточников, по рассказам бывших фронтовиков и партизан, которые остались живыми, испытав всю горечь тех трагических 1418 дней и ночей.
Как и для всей необъятной страны, война для жителей Беларуси стала временем мужества, стойкости, самоотверженности и надежды.

…«Болота Белоруссии превращаются в цветущий край», — рассказывала газета «Правда» своим читателям в начале июня 1941 года. Вся страна пела: «Если завтра война, если завтра в поход…», но на деле все обернулось катастрофой и сплошным кошмаром.
Штаб 161-й стрелковой дивизии, сформированной за год до начала войны, находился в Могилеве. В Быхове, Полыковичах, Чаусах были расквартированы стрелковые полки. Дивизию комплектовали из молодежи призывного возраста, жившей в Белоруссии.
В мае 1941 года командование Западного военного округа получило распоряжение от наркома обороны вывести в летние лагеря все стрелковые дивизии с целью повышения боевой готовности войск. А через месяц дивизия получила пополнение. По распоряжению Могилевского областного военкомата, находившихся в запасе жителей области внезапно вызвали на учебные сборы, продолжительностью от 30 до 45 дней. Точно никто не знал. Призывников комплектовали в команды и отправляли на станцию «Друть», где находился летний лагерь соединения.
Мой отец был призван на службу в 1939 году. Участвовал в освобождении Западной Белоруссии. Затем был демобилизован. И вот новый призыв. В 477-м стрелковом полку, которым командовал подполковник Александр Слепко, а комиссаром был Яков Златкин, поначалу подобралось могилевское землячество. Некоторые новобранцы знали друг друга по совместной работе и месту проживания, по учебе. Но вскоре полк получил солидное подкрепление из других областей страны. Начальником артиллерии полка был назначен капитан Арон Фридман, младшие лейтенанты Галицкий, Гуревич и Носевич были взводными командирами у пулеметчиков. Лейтенанты Векслер, Мотлах, Плуткевич, Городнер командовали стрелковыми взводами. Уже позже, в ходе боев, дивизия пополнилась москвичами. Евсея Дозорцева назначили командиром стрелковой роты, а старший лейтенант Вихман командовал батальоном. Многие из них погибли в боях.
17 июня 1941 года дивизия, по приказу командующего округом, выступила походным маршем по направлению к Минску. Еще накануне вторжения немецких войск на территорию СССР солдаты дивизии видели в небе немецкие самолеты-разведчики, а потом прилетели бомбардировщики. Таким образом, потери у нас были еще до официального объявления войны. Бойцы дивизии героически сражались, обороняя подступы к Минску. О стойкости и героизме ее воинов писал в своих воспоминаниях маршал Советского Союза А.И. Еременко.
Дивизия нанесла серьезный урон противнику, но к утру 28 июня была нарушена связь со всеми подразделениями. Посланные офицеры связи назад не вернулись. 29 июня в Минск вошли части вермахта, но до 30 июня 161-я дивизия отражала натиск гитлеровцев на рубеже р. Волма. Ночью переправились на восточный берег Березины. Для тысяч бойцов и командиров Красной Армии их первый бой оказался последним. До середины июля дивизия продолжала оказывать сопротивление врагу. К тому времени немцы, используя преимущество в танках, бронемашинах и другой технике, а также в живой силе, осуществили операцию по окружению наших войск, в том числе и 161-ю дивизию. Шоссе Минск-Могилев буквально было забито вражескими войсками и техникой. Иногда красноармейцы нападали на немецкие грузовики, отставшие от основных автоколонн, с целью раздобыть пропитание.
Поступил приказ от командира 477-го полка Слепко выходить из окружения отдельными группами. Еще несколько месяцев группа, в которой был отец, оказывала сопротивление врагу, пробиваясь к своим. В начале декабря после многочасового боя отец вместе с группой бойцов, контуженный, попадает в плен.
Лагерь военнопленных находился в Могилеве на территории завода им. Димитрова (завод «Строммашина»). Жизнь в плену — это ад, а тем более для еврея.
При одном только упоминании о принадлежности к этой национальности немцы ставили к стенке. Отец несколько раз бежал из лагеря, но его ловили, избивали, травили собаками и снова возвращали в фашистские застенки. Не расстреляли лишь потому, что нужна была рабочая сила, а отец был крепким, 26-летним парнем. Находясь в концлагере, он услышал, что в Усакинских лесах Кличевского района сражаются с врагом отряды партизан.
Первый партизанский отряд здесь был организован в июле. За тихой рекой Ольса 14 июля собрались партийные и советские работники Я.И. Заяц, П.М. Викторчик, И.З. Изох, Я.К. Витоль и составили план организации борьбы с захватчиками на оккупированной территории Белоруссии, а также создания «Зеленого бастиона» в огненном кольце вражеского окружения.
К концу года в лесной зоне Кличевщины действовали еще три партизанских отряда, в состав которых вошли окруженцы и местные жители. «Партизанской Республикой» называли этот край. Партизанская армия превратилась в грозную силу, олицетворяя непобедимость белорусского народа, веру в победу над нацизмом.
Летом 1942 года, при содействии диверсионных групп, командование 277-го партизанского соединения установило связь с Центральным штабом партизанского движения, который находился в Москве.
Я родился, когда кровопролитные сражения стали уже историей. Тема Великой Отечественной войны захватила меня, когда я учился на историческом факультете Могилевского педагогического института. С тех пор интерес к событиям той поры не отпускает. Многое о чем пишу, я слышал от отца и его боевых товарищей-партизан, которые часто бывали у нас дома.
С 2009 года ежегодно навещаю Кличевщину — деревню Закупление, где в годы военного лихолетья спасли жизнь моему отцу, когда он в январе 1943 года, в 30-градусный мороз все-таки бежал из концлагеря. В этой деревне семья Силиных прятала отца, лечила и кормила его, рискуя своей жизнью. Вся деревня знала, что Силины прячут у себя в хате Моту Сахрая, еврея, бежавшего из концлагеря, но никто не выдал. Восстановив силы, он ушел в партизанский отряд 277, которым командовал Игнат Изох.
Это была мощная боевая единица, выполнявшая особые поручения Кличевского оперативного центра по уничтожению немецких гарнизонов и полицейских участков.
Как-то в конце 60-х годов у нас дома в Могилеве, на ул. Ленинской, 27, накануне Дня Победы собрались друзья-партизаны. Их рассказы запечатлелись в моей памяти.
…Отдельный взвод партизанского отряда 277 был расположен километрах в 20-и от основного лагеря и являлся как бы аванпостом. Место для лагеря выбрали очень удачное. Усакинский лес в этом месте буйный, с непроходимыми чащами и болотами, высокими могучими соснами, нарядными елями.
Осень 1941 года раскрасила природа удивительно яркими красками. Листья с деревьев еще не опали, но клен уже светился оранжевым цветом, а желтые листочки берез, переливаясь, шелестели на ветру. Ходить лесом нелегко, а ночью, да еще малоизвестными тропами, тем более. Между взводом и отрядом лежали железная и шоссейная дороги. И ту, и другую гитлеровцы усиленно охраняли так, что добираться до взвода каждый раз приходилось с большим риском. В его задачу входило — держать под прицелом шоссейную дорогу, по которой передвигался немецкий транспорт, и не давать покоя оккупантам.
Как-то разведчики донесли, что в деревне Костричи на ночь остановился вражеский обоз. Партизаны тут же напали на него, перебили гитлеровцев, захватили оружие, продукты, восемь парных подвод. А спустя несколько дней в деревне появились каратели и учинили расправу над мирными жителями. Они расстреляли каждого десятого человека и вывесили приказ, в котором предупреждали, что впредь за одного убитого немца будет уничтожено десять русских, невзирая на пол и возраст. И, тогда командование 277-го отряда провело сложную и опасную работу. В лесу, в 12 километрах от лагеря хранилось несколько тонн немецких авиационных бомб. Они попали к народным мстителям в самом начале войны, при налете на колонну вражеских машин. Партизаны долго ломали головы, как лучше их использовать, и вот они пригодились. Специально выделенные и тщательно проинструктированные бойцы выплавляли из них тол. Эта рискованная операция дала отряду более 350 килограммов первоклассной взрывчатки. Ею партизаны подорвали впоследствии не один эшелон врага. Тысячи оккупантов нашли свою могилу под развалинами паровозов и вагонов. Партизаны старались нанести врагу как можно больший урон.
Была налажена постоянная связь с подпольщиками Могилёва, которые информировали командование партизанского отряда о планах гитлеровцев и их прислужников. Особая опасность нависла над евреями, которых гитлеровцы стали повсеместно уничтожать.
На оккупированной территории немецкая политика массовых убийств евреев превратилась в политику их полной ликвидации. В Могилеве 80 еврейских семей эсэсовцы вывезли ночью на машинах, будто бы в лагерь, и расстреляли. Женщин, стариков, детей. Убивали возле деревни Боровка, Пашково, Полыковичи. К концу 1941 года только в концлагере оставались мужчины еврейской национальности разных специальностей. Все остальные в Могилеве были уничтожены. В августе 1942 года каратели согнали 140 жителей деревень Вязень и Селец Кличевского района к глубокому рву и расстреляли, а их дома разграбили и сожгли.
О связи партизан с подпольем города Могилева я узнал не понаслышке. Как-то к нам домой на встречу с партизанами пришла женщина. Я был подростком, но очень хорошо ее запомнил. Тогда же обратил внимание на то, что она курила. Звали ее — Нина (фамилию и отчество не запомнил). Как потом оказалось, Нина в годы фашистской оккупации была в подполье, осуществляла связь не только с партизанами, но и с узниками концлагеря, находившегося на территории завода «Строммашина», даже один раз сумела передать им револьвер.
Подпольщики добывали сведения о передвижении гитлеровцев, узнавали номера воинских частей, передавали партизанам бланки немецких документов и готовые пропуска.
Память сохранила услышанные эпизоды из жизни и боевых будней партизан Кличевщины. Многие из них отдали свои жизни в боях за свободу и независимость Родины. Народ помнит своих героев.
Существующее представление о том, что евреи вели себя пассивно, глубоко ошибочно. О различных формах их сопротивления, в том числе о восстаниях в концлагерях и гетто, партизанской борьбе, участии в составе Красной Армии и армий союзников, помощи в совершении побегов и неповиновении врагу подтверждают имеющиеся архивные документы и дожившие до нашего времени участники и свидетели тех событий. До полумиллиона военнослужащих-евреев было в составе Красной Армии. Около 40 % погибли в боях и умерли от ран. Во Второй мировой войне в армиях стран антигитлеровской коалиции против вермахта сражались более 1,5 миллиона евреев. Около 150 из них стали Героями Советского Союза, 14 — полными кавалерами ордена Славы. Более 30 тыс. воевали в партизанских отрядах на территории СССР. Активно действовали почти 90 еврейских партизанских отрядов. Один из них отрядов под руководством братьев Бельских сражался в Минской области. Тысячи участвовали в движении сопротивления в Италии, Франции, Греции и др. странах.
Чем дальше от нас отодвигаются события Великой Отечественной войны, тем очевиднее становится подвиг народа-победителя. И в эту борьбу свой весомый вклад внесли партизаны Белоруссии. Не счесть тех, кто помогал им продуктами, медикаментами, кормил, лечил и укрывал от врага. В этом особая заслуга принадлежит жителям Кличевщины — славной земли Белорусской.
Текут годы, уходят люди, ковавшие Победу над врагом, но праздник Победы остается для всех поколений самым радостным и самым значимым. Как сказал поэт: «Это праздник со слезами на глазах!»
Чем дальше уходят трудные и героические годы Великой Отечественной войны, тем рельефнее, масштабнее и ярче раскрывается перед человечеством величие подвига, совершенного советским народом. Огромной ценой заплатил он за Победу. Многих уже нет с нами. Благодаря им, нашим героям, отдавшим все силы для Победы, мы строим наше будущее и можем спокойно думать о завтрашнем дне. Вспомнить всех и помнить всегда — наша обязанность. Ведь герои не умирают!
Геннадий САХРАЙ