Служение своему делу
Старшее поколение помнит слова классика советской литературы, которые учили в школе наизусть. Надо отметить, что делалось это не зря. Только вдумайтесь в них: «Самое дорогое у человека – это жизнь, она даётся ему только один раз и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, и чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое…» Мне вспомнились они, когда я разговаривал с Анатолием Ивановичем Шульгевичем, – ветераном агропромышленного комплекса области, человеком, отдавшим все свои знания и все свои силы, единожды выбранной стезе – служению родной земле, людям на ней и сельскохозяйственному производству. Чисто и достойно прошедшего по жизни семь с половиной десятков лет. Завидная судьба.
Отец и мать Анатолия Ивановича — белорусы, она – из Климовичского района, он из Бегомльского Витебской области. Однако на белый свет их сын появился в огненные годы войны в Саратовской области, куда была эвакуирована мать. Отец с первых дней огненного лихолетья защищал Родину от фашистской нечисти.
Когда Красная Армия в 1943 году освободила часть восточных районов Белоруссии, в том числе и Климовичи, мать вернулась в родные края, где оставались её родители и сёстры. Подоспело время, и в 1949 году перед мальчиком распахнулись двери школы. Мать – Нестерова Евдокия Прокофьевна по специальности агроном — работала в районном земельном отделе. Она была личностью незаурядной, дело своё знала в совершенстве, да и с людьми умела найти общий язык, убедить человека, проникнуть словом к нему в душу и в это очень тяжёлое и сложное время поднять людей на самоотверженный труд. Потому её и выдвинули на партийную работу – третьим секретарём райкома партии. Прошло некоторое время, поступило предложение на пост повыше, в связи с чем они перехали на место жительства в Дрибинский район.
Мать приняла бразды правления районной партийной организацией, а вместе с этим и ответственность за экономическую и социальную ситуацию всего региона. Она стала работать первым секретарём райкома партии. Люди постарше знают, какую нагрузку предполагала эта должность. И для мужчины она иногда была непосильна, а здесь – хрупкие женские плечи. Однако эти неутомимые труженицы послевоеных лет, знать, были из какого-то особо прочного материала. Всё успевали и ни на что не жаловались. Да и на кого было переложить всю эту работу? Муж воевал в составе диверсионной группы, которая совершала рейды по тылам фашистов, подрывая склады с оружием и боеприпасами, а также уничтожая живую силу противника. Да так и сложил голову в одном из боёв и долго ещё числился в списках пропавших без вести. Время было такое. Не обошла беда и других родных сестёр матери, а их было четверо, в ненасытном чреве войны сгорели жизни и их мужей.
Вот и пришлось женщинам работать за себя и за своих единственных, кого приняла сырая земля. Мать вставала ни свет ни заря и возвращалась, когда в домах начинали погасать огни. Так что, сын её Анатолий позврослел очень рано, что, впрочем, не было редкостью в то суровое время. Учился хорошо, а иначе нельзя, надо быть достойным своей матери, присматривал за небольшим хозяйством, колол дрова, топил печь, рано научился сам готовить себе еду. Он понимал, насколько занята его мать, помогал, как мог, и очень гордился ею.
Анатолий Иванович, вспоминая то время, волнуется, голос его подрагивает, но он всё же с улыбкой говорит:
— Я и сейчас могу хорошо и вкусно приготовить, мне это не в тягость, скорее в удовольствие.
Шло время, вот и последний класс школы, а здесь случилось, что в пору реорганизаций и экспериментов на селе Дрибинский район был расформирован и мать перевели в Кировский на ту же должность. Анатолий поступил учиться на факультет механизации Белорусской сельхозакадемии, которую успешно закончил в 1964 году, и был направлен в Кировское районное объединение “Сельхозтехника”, где был определён на должность инженера по машинам для внесения минеральных удобрений и ядохимикатов.
Толковый паренёк зарекомендовал себя с самой лучшей стороны и через пару лет его назначили заведующим ремонтной мастерской. Они специализировались по ремонту маломощных тракторов ДТ-20 и Т-25. За год по области производили ремонт порядка восьмисот единиц. Кроме того, выполняли заказы из других регионов республики по ремонту топливных насосов. А успешно проводили этот сложный ремонт, требующий высокой квалификации, благодаря тому, что здесь трудились замечательные слесари, мастера высочайшего класса.
— Когда начали поступать немецкие кормоуборочные комбайны, — рассказывает Анатолий Иванович, — то, например, наш слесарь по ремонту топливной аппаратуры Валентин Дегтярёв разработал технологию восстановления плунжерных пар для топливных насосов их двигателей. Её использовали все специализированные предприятия республики , занимающиеся ремонтом двигателей данных комбайнов.
Во время работы в Кировском районе довелось близко познакомиться с Кириллом Прокопьевичем Орловским, который оказывал нам большую помощь. При его посредстве наладили связь с Харьковским тракторным заводом и заводом самоходных шасси для получения оттуда запасных частей. Совместно с Минской районной сельхозтехникой освоили изготовление кабин на трактора ДТ-25 и комплектовали эти трактора.
И потому естественным стало то, что грамотного, добросовестного специалиста ожидало продвижение по служебной лестнице, которое он оправдывал своей, поистине творческой, работой. Так, он был назначен на должность заместителя начальника управления сельского хозяйства Кировского райисполкома, где трудился достойно и с полной отдачей. Следующей ступенькой его профессиональной деятельности стало назначение на должность главного инженера-механизатора в Могилёвское областное сельхозуправление.
В это время (1977-79 годы) в сельскохозяйственных организациях началась работа по установке сушильных комплексов.
— В Казимировке еще не было организовано производство сушилок?
— Завод в Казимировке уже был, но они в то время занимались изготовлением оборудования для механизированных процессов в животноводстве. А мы, например, только за один год ввели в строй в хозяйствах области 104 зерноочистительно-сушильных комплекса. Закупали по всему Советскому Союзу набор машин, на местах, в хозяйствах, оказывали помощь в их монтаже и запуске в работу. Тогда в отдельных колхозах и совхозах эксплуатировались польские сушилки М-819, а мы параллельно вводили свои, отечественные. Оборудовали пункты технического обслуживания машинно-тракторного парка и укомплектовывали необходимым оборудованием, а также оборудовали во всех хозяйствах области радиосвязь.
В 1980 году в связи с Постановлением ЦК КПСС были созданы МХП (Межхозяйственные предприятия по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники), в области при объединении “Сельхозтехника” появился отдел. Это был эксперимент и его недостатком стало то, что из хозяйств забрали механизаторов и технику, вывели из подчинения руководителя хозяйства. В общем, эксперимент себя не оправдал.
— Анатолий Иванович, вы в это время работали в “Сельхозтехнике”?
— Да, я был назначен заместителем председателя этой организации по эксплуатации машинно-тракторного парка, а затем переведён на работу в Могилёвское областное управление сельского хозяйства.
После развала Советского Союза в области функционировало производственное объединение “Могилёвоблагропромтехснаб”, там я работал на должности заместителя главного инженера, а затем первым заместителем генерального директора.
В 1998 году было создано областное государственное производственное предприятие “Агромашсервис”, где я также был первым заместителем генерального директора. Затем оно было преобразовано в холдинг.
— Там уже и пенсионный возраст подошёл.
— Это неизбежно, но я ещё почти десяток лет продолжал трудиться в родной организации.
— Реорганизаций было немало, а каков от них практический эффект?
— После развала СССР шёл поиск новых форм хозяйствования, новых методов. К руководству у нас пришел Вадим Александрович Попов, мы очень долго думали, как нам продолжать быть надёжными помощниками аграриев, наиболее эффективно организовать работу по ремонту техники. К тому времени, когда не стало “Сельхозтехники”, практически утратился контакт с районами. Так не должно было быть. В районах остались ОАО “Агросервис”. И тогда основная доля государственного процента акций была передана в управление нам — холдингу. Наши представители входили в состав Совета обществ.
Время было сложное, поставка техники хозяйствам практически прекратилась. Наши предприятия ремонтировали, возвращали к жизни, порядка шестисот тракторов Т-150 и К-700 в год. Хочется добрым словом вспомнить людей, которые в то непростое время, приложили максимум усилий, с высокой отдачей выполняли свой долг, очень помогали сельским труженика. Это – председатель “Белсельхозтехники” Пожарский Борис Михайлович, заместитель министра сельского хозяйства Хусаинов Юрий Нинивалич, областные руководители “Облсельхозтехники” — Балашенко Георгий Митрофанович, Осколкин Илья Лаврентьевич. Достойные кадры были и в районах. Такие, как Мищенков Николай Данилович – управляющий Кировской райсельхозтехникой, сменивший его на этом посту Максименко Анатолий Власович, кричевский руководитель Литреев Николай Леонтьевич и многие другие. Тогда в сельскохозяйственном отделе обкома партии был работник, специально ответственный за подбор резерва кадров, он изучал возможных кандидатов, анализировал имеющийся состав резерва чуть ли не от бригадиров в колхозах.
Первое время после развала СССР, я считаю, перестали заниматься резервом кадров, что явилось существенным упущением. Этому вопросу и в настоящее время следует уделять большее внимание, чтобы к руководству не смогли придти случайные люди.
— Остались и какие-то яркие воспоминания о необычном в вашей работе, встречах с известными людьми.
— В конце семидесятых годов, когда я работал главным инженером в областном управлении сельского хозяйства, мне посчастливилось быть в Звёздном городке, куда я возил областную делегацию в составе пяти человек. Каждый из нас был награждён вымпелом с изображением Юрия Гагарина и надписью “Герои космоса – гвардейцам пятилетки”.
Когда слушаешь этого прекрасного человека, всю свою жизнь посвятившего самоотверженному труду для совершенствования аграрного производства, думаешь, откуда у него брались силы, упорство в достижении цели, такой богатый багаж знаний? И вот, что он на это ответил.
— Всё то, что я делал, заложено воспитанием моей матери. Оставшись в труднейшее время без мужа — моего отца, которого у нас отняла война, она одна вырастила меня, дала образование, приучила к упорному труду, научила не бояться трудностей, думать не только о себе, а и о других людях, сопереживать им, в случае возможности – помогать. Всем в жизни я обязан ей – моей матери. Кстати, сообщение о том, как и где погиб отец, мы нашли только три года назад в интернете.
— Что бы вы могли сказать о нашей молодёжи?
— Плохо то, что молодёжи сейчас мало на селе остаётся. А ведь очень правильно говорит наш Президент, если будут хорошо работать сельские труженики, будет продовольственная безопасность страны. Не секрет, что молодёжь любит просиживать за компьютером, увлекаясь «стрелялками» и прочими бездумными развлекательными играми. А ведь компьютер на стол вместо борща, супа и котлет не подашь. Кушать всем хочется — и сытно, и сладко. Значит, кто-то должен работать на земле, растить хлеб, ухаживать за животными на ферме, обеспечивать страну продуктами. Надо молодёжи осознать то, что это на их плечи уже переходит ответственность за их детей, за остальных людей, за государство в целом.
Очень хотелось бы, чтобы молодёжь больше стремилась в сельскохозяйственные ВУЗы, получала соответствующее профтехобразование, закреплялась на земле. Следует сделать престижной работу сельского труженика, рабочего человека вообще. Расплодилась масса менеджеров, юристов, риэлтеров… Они, безусловно, нужны, но не в таком количестве. И приоритет в обществе должен принадлежать не им, а человеку труда, чьи мозолистые руки и обеспечивают их благополучие.
В заключение беседы я поинтересовался у ветерана, чем Родина отметила его труд. Он показал мне заветную коробочку с наградами. Это медали: “За трудовую доблесть”, “За доблестный труд. В ознаменование 100-летитя со дня рождения В. И. Ленина”, “За трудовое отличие”, “Ветеран труда”. Есть среди его наград знак “За достижения в области научно-технического прогресса в АПК”. Удостоен Анатолий Иванович высокого звания “Почётный ветеран республиканского объединения “Белагросервис”.
Владимир ЗЮЗЬКЕВИЧ