Мы с тобой одной крови
Почти сто родственников собрались в деревне Добосна Кировского района на презентации книги «Добосна и Шелеговы. Прошлое и настоящее».
«Родные мои!» — это обращение чаще всего звучало со сцены Добоснянского сельского дома культуры в минувшую субботу. Здесь встретились почти сто членов рода Шелеговых. Одни виделись впервые, другие, живя в одной деревне, только здесь узнавали, что у всех шелеговские корни. В первый раз они стояли плечом к плечу своим большим родом на панихиде по умершим родственникам, почтили память погибших на войне у братской могилы в Добосне.
Поводом для встречи рода стала презентация уникальной книги — родословной Шелеговых. Ее автор Михаил Дятлов не только изучил родословную до девятого колена, но и организовал это сакраментальное и удивительное событие для людей одной крови. И честно скажу, мало какому автору посчастливится получить такой искренний интерес в обратной связи от читателей с первой минуты, когда книга оказывалась у них в руках.
Михаил Дятлов презентовал не просто очередную книгу, он отчитывался перед родом матери за главный труд своей жизни. Хотя за плечами десятки лет трудового стажа — и главным ветврачом колхоза имени Куйбышева в 1970-е, и 25-летний стаж секретаря парткома и проректора Витебской академии ветеринарной медицины. Но после того как в 2014-м ушел на пенсию, работа над историей малой родины и родоводом семьи стала главным смыслом жизни Михаила Кирилловича.
На счету автора (Шелегова по материнской линии) эта родословная не первая. Сначала было создано и тоже издано отдельной книгой древо из девяти поколений рода Дятловых — отцовской ветви. Михаил Кириллович провел две встречи рода Дятловых в соседней деревне Барсуки, из которой родом большинство Дятловых.
— Для меня важно объединить род, показать людям, какая в нем кроется сила. Начал изучать отцовские корни, постепенно это дело так затянуло, что я стал видеть во сне живых и умерших родственников, мысленно говорить с ними, думать о них, заново проживать события их жизни, страдать и радоваться с ними. После отцовской родословной собирался передохнуть, занять себя чем-то менее ответственным. Да стала сниться мама. Я понял — надо браться за материнскую линию. Многие урожденные Шелеговы поддержали меня — и рассказами о своей семье, и материально помогли издать книгу.
Внучка Михаила Кирилловича Марта Козлова (Шелегова в восьмом поколении) призналась:
— Когда дедушка начал создавать родословные нашей семьи, мы, родные и близкие, не сразу поняли, за какое важное дело он взялся. Но когда прошла первая встреча рода Дятловых, я почувствовала, какая за моей спиной сила стоит, сколько рядом родных людей. И потом ничего не страшно, становишься сильнее и увереннее. Хочется быть достойным своего рода. И всё оказывается гораздо серьезнее, чем казалось на первый взгляд.
Откровением стала встреча рода и для Натальи Шпак-Ананович-Шелеговой (седьмое поколение):
— Когда мы рассказывали знакомым, что едем на встречу рода, нам все по-доброму завидовали. Оказывается, глубоко в душе у каждого есть желание познать свои корни. Но мало кто решается взвалить на себя такой колоссальный труд, как создание родословной.
Сколько открытий — радостных и трагичных — пришлось совершить автору при создании родословной, не перечесть. Проникая в историю семей своих родных, Михаил Кириллович очень печалится тому, что последним поколениям не всегда удается прожить гладко жизнь в одном браке:
— Когда начинаешь выводить веточки древа, сразу бросается в глаза, что сегодня многие семьи распадаются. Если в основе предыдущих поколений твердо стоят мать и отец (если не погиб на фронте), то сегодня многие семьи разделяются несколькими браками. И веточка уже не такая крепкая. Мне, прожившему 50 лет в любви и согласии с женой Ниной Павловной, трудно представить жизнь с порванными брачными узами. Вряд ли бы я смог и этот труд осилить, не будь у меня надежной опоры в семье.
Михаил Кириллович, конечно, аккумулировал на себе всю информацию, собранную от родственников, в архивах и даже в социальных сетях, но без помощников в таком деле не обойтись. Первой подставила плечо родная сестра Тамара Пациенок, взяла на себя архивную работу:
— Приходилось по крупицам собирать архивные материалы, изучать церковные метрические книги, — рассказывает Тамара Кирилловна. — Было и много удач, благодаря которым мы нашли сведения о родоначальнике рода Шелеговых — Ануфрие, который родился примерно 1800 году в Добосне. В обиходе мы больше общались с отцовским родом Дятловых, с Шелеговыми встречались реже. Но когда стали изучать материнскую линию, оказалось, что род Шелеговых очень большой и крепкий.
Шесть мощных ветвей объединяет родовое древо Шелеговых, старейшины каждой из них выходили на сцену, рассказывали о своей ветви — чем гордятся, на что надеются, чем живут.
На самом деле любая родословная — это чрезвычайно сложная конструкция, и труд по ее созданию может оценить только тот, кто знаком с этим делом. Михаил Дятлов стал настоящим подвижником создания родового древа и готов оказать помощь каждому, кто встанет на этот путь:
— Работая над родословными, я сам вынужден был создать поколенную схему рода, чтобы структурировать каждое поколение, каждую веточку. И теперь готов поделиться своими наработками и методиками. Ведь знание собственных корней важно для любого человека — род дает силу, вдохновение и благословляет на добрые дела. Ведь, зная своих предков, мы можем молиться за них. И они из тонкого мира наблюдают за нами и тоже помогают своими молитвами.
Первые поколения рода Шелеговых и Дятловых, как и большинства наших соотечественников, имеют крестьянские корни. А сведения о родословии этого самого многочисленного социального слоя — крестьянства — крайне редки и трудоемки в поисках. Об этом рассказала краевед Елена Путилина, которая в качестве почетного гостя приехала из Гомельщины на встречу рода Шелеговых:
— Часто возникают трудности в поисках по женским линиям, часто указываются только имя-отчество супруги, да и сами крестьяне, особенно в Могилевской губернии, фамилий не имели. За время Великой Отечественной войны значительно утрачены фонды Могилевского губернского архива. Не сохранилось большинство церквей, в которых венчались и крестились наши родные, нет домов, где они жили со своими семействами. Но вернулось главное — память о славных предках.
Местный краевед Игорь Ткачев тоже считает, что изучение любого крестьянского рода затруднено скудностью источников. И сегодня Шелеговы с Дятловыми обладают бесценным даром:
— Если глубоко копать, то практически все односельчане оказываются родственниками. Уникальность родословной Шелеговых и Дятловых в том, что по судьбам людей разных поколений можно изучать судьбу края. Человек, знающий свои корни, жизнь уже будет строить осознанно, оглядываясь не только назад, но и вперед. Я думаю, что для большинства представителей рода Шелеговых эта встреча может оказаться знаковой для будущего.
Сегодня девятое поколение рода Шелеговых только подрастает — самому младшему Захару Пациенку нет еще и года. Но уже сегодня род Шелеговых ведет отсчет от Ануфрия до Захара.
В обращение к этим только еще формирующимся веточкам большого древа, девятому и последующим поколениям Михаил Дятлов вложил душу: «Древо рода никогда не зачахнет, потому что новые побеги на нем еще богаче и красивее, чем те, что, отживая свой нелегкий век, все же наполнили их соками жизни. И нам очень хочется верить, что вы никогда не забудете тех, кто подарил вам жизнь. Это и просьба наша, и надежда, и пожелание вам… Желаем вам быть лучше нас, но и не забывать о том, что целые поколения нашего рода сеяли зерна добра, из которых проросло хорошее в вас».
Диана ГАРАНИНОВА
Фото автора
М.К. Дятлов: «Знаю девять поколений материнского и отцовского рода и призываю всех читателей познать свой род до седьмого колена. В помощь могу выслать электронный вариант своих книг об истории своего рода и малой родины (e-mail: dyatlovmk@mail.ru)».