«Торжки» состоялись

Валенки для котят, деревянный блендер, керамические свистульки, настойка на змее, живая вода – и это далеко не полный перечень самых интересных и удивительных товаров, которые можно было приобрести на ярмарке фестиваля народного творчества и ремёсел «Дрибинские торжки – 2017». Седьмой фестиваль в нашей столице ремесленников, совпавший в этом году с православным праздником Преображения Господня, собрал более сотни мастеров народного творчества из Беларуси, России и Украины.

Искренность – вот первое, о чём думаешь, когда попадаешь на «Дрибинские торжки» и видишь там радостно танцующих и смеющихся людей. Ощущается, что праздник они устроили не для галочки и не потому что «так надо», а для себя. Так же, как они это делали столетия назад. И потому второе, о чём думаешь, – это генетическая память.
Традиция «торжков» в Дрибине имеет глубокие корни – ещё в восемнадцатом веке сюда на ярмарку в день святого Ильи съезжались торговцы со всех краёв. В начале прошлого века о ярмарке забыли, а семь лет назад она возродилась уже в качестве фестиваля. Сдвинулись и сроки проведения празднеств.
– Сейчас мы проводим «торжки» позже, поскольку наш район сельскохозяйственный, – поясняет главный специалист отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Дрибинского райисполкома Светлана Морозова. – Мы любим и ценим своих сельских тружеников и потому решили сделать праздник в конце уборочной, чтобы они тоже смогли принять участие в торжественных мероприятиях.
И правда: на центральной улице городского посёлка расположилось множество подворий сельхозорганизаций. Вскоре я оказалась на одном из них – в прелестном зелёном «дворце» ООО «Дрибин-Агро».
– Сделали подворье из подручных материалов: взяли платформу из металлолома, соорудили деревянный каркас, обтянули тканью, – не без гордости рассказывает хозяин подворья Александр Босуматоров, лидер профсоюза предприятия. – Потом взяли краски, нарисовали чудесные цветы. А пчёлы из этих цветов получили вкусный мёд. Пожалуйста, угощайтесь! И обязательно попробуйте наш шашлык!
Подкрепившись у гостеприимных работников «Дрибин-Агро», возвращаюсь к сцене, чтобы не пропустить открытие, которое началось торжественным шествием коллективов мастеров народного творчества. Впервые на фестивале коллективы «Вереница» и «Канарейка» из Брянской и Смоленской областей России, народный самодеятельный ансамбль украинской песни «Калина» из Черниговской области. По доброй традиции на праздник приехали творческие музыкальные коллективы из Могилёвской, Минской, Гомельской и Витебской областей нашей республики.
Поприветствовав участников, начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодёжи облисполкома Екатерина Музыченко, настоятель Спасо-Преображенского храма отец Сергий и председатель Дрибинского райисполкома Дмитрий Василевский объявляют фестиваль открытым. Подводятся итоги конкурса на лучшее подворье, в котором побеждает УКП «Жилкомхоз». Второе место занимает команда сельских Советов депутатов Дрибинского района, а третье – ВСУ «Дрибинская райветстанция». Дмитрий Василевский награждает представителей этих организаций дипломами и ценными призами.
Впрочем, сложно сказать, когда прошло настоящее открытие праздника, ведь ремесленники работали уже с самого утра, а дрибинчане, несмотря на жару, весь день без устали шутили, пели, танцевали и угощали гостей разными вкусностями. В возрождённой августовской ярмарке, участвуют все – от мала до велика. Пока старшее поколение закупалось тёплыми вещами на зиму, дети с удовольствием катались на аттракционах и ели сладкую вату.
Лавируя между лавками с яркой китайской дребеденью, которую можно найти в городе в любом киоске, отправляюсь на поиски продукции мастеров. Благо, далеко ходить не потребовалось: рядом с концертной площадкой на столе раскладывает шерсть мастер-шаповал, методист Дрибинского историко-этнографического музея Владимир Осиповский.
– Это валенок будет? – спрашиваю.
– Нет, я сейчас делаю магерку. Шаповал – это ведь тот, кто валяет шапку. Хотя наши дрибинские шаповалы более известны, конечно, благодаря валенкам.
Шаповальством Владимир Степанович занимается уже тридцать лет. Мастерство он перенял у своей матери, которая, в свою очередь, обучалась у известного дрибинского шаповала, занимавшегося отхожим промыслом.
В былые времена шаповалы занимались кустарным отхожим промыслом валяния. Кустарные валяли только дома, а отхожие брали свои колодки – и уходили «в люди». О них так говорили: где шаповал стал – там и его стан. Ходили мастера-шаповалы по двое, а для того, чтобы своё ремесло хранить в секрете, придумали катрушницкий лемезень – язык шаповалов, который состоит из 915 слов. Местные жители рассказывают, что во время войны катрушницкий лемезень использовали партизаны. В среде шаповалов этот язык сохраняется по сей день.
Есть ли будущее у шаповалов? Ответ на этот вопрос, скорее, утвердительный, ведь у мастера есть ученики. Конечно, не всем из них хватает терпения освоить ремесло – всё-таки работа не из лёгких, да и шерсть пахнет не очень приятно. Так что часть учеников отсеивается, остаются только самые увлечённые.
– У валенок две души – говорит Владимир Осиповский. – Одна душа – это форма, которая помещается внутрь валенка и служит для того, чтобы стенки не свалялись. А вторая –душа мастера. В каждом своём изделии мы оставляем частичку себя. Это же наши детки.
Потрогав валенки, замечаю, что они очень приятные на ощупь – непривычно мягкие.
– На фабриках валенки поливают кислотой, чтобы сократить время усадки. Весь процесс изготовления одной пары там занимает 2-3 часа, но из-за кислоты они становятся жёсткими, – объясняет мастер. – Мы же делаем валенки 2-3 суток, усадка проходит естественным образом. Оттого они и мягкие получаются.
Валенки на ярмарке представлены самые разные – серенькие, беленькие, простые и украшенные вышивкой, большие и маленькие, мужские и женские, детские. Есть даже декоративные валеночки, которые придутся впору разве только котятам. Рядом с ними восседают котики, черепашки и нарядные куклы, выполненные из шерсти дрибинскими мастерицами.
Вдоволь насмотревшись на красоту из шерсти, иду дальше – и невольно останавливаюсь возле прелестных ярких поясов с орнаментами. Автор этого великолепия, мастер Быховского районного центра культуры, народного творчества и ремёсел Елена Новикова показывает: вот узор Могилёвский, вот Шкловский, а этот, тоненький – её родной, Быховский. Три года назад Елена самостоятельно научилась ткать пояса и теперь радует своим творчеством окружающих.
Далее знакомлюсь с ассортиментом товаров мастера по дереву Леонида Асмоловского, от которого, к своему удивлению, узнаю, что у наших прабабушек тоже был блендер. Деревянную палочку с несколькими торчащими в разные стороны отростками на конце, предназначенную для размешивания пюре, фарша, кулеша и других блюд, мастер шуткой называет «блендер-хендом». Как им пользоваться? Улыбнувшись, Леонид зажимает палочку между ладонями и энергично вращает её так, будто бы пытается добыть огонь. Скорость «блендера» впечатляет.
– А ложки какие у вас беленькие!
– Так это же всё натуральное, я же их не покрываю ничем.
– Сколько стоят?
– Я вообще дёшево беру. В Минске такие ложки продавал по семь-десять рублей, а здесь за четыре отдаю. Потому что рядом предприниматели продают по четыре рубля за штуку. Но их ложки ведь машины делают. Куда нам за ними угнаться? Боюсь, что скоро ремесленников не будет, машины вытеснят нас.
Хочется верить, что опасения мастера не оправдаются и уникальные изделия ремесленников не вытеснит ширпотреб. Пока же ситуация такова, что вещи ручной работы вынуждены конкурировать с бездушными заводскими аналогами даже здесь, на празднике мастеров, что несколько смазывает идею возрождения народных промыслов. И всё же, несмотря на этот досадный момент, фестиваль производит самые лучшие впечатления.
– Я думаю, что сегодня «торжки» состоялись, – комментирует председатель Дрибинского райисполкома Дмитрий Василевский. – И, поверьте, у нас никогда даже мысли не будет о том, чтобы фестиваль сворачивать. Наоборот, будем популяризировать, развивать, придумывать что-нибудь новенькое.
Наталья СТЕПУТЕНКО
ФОТО автора