Фронт за линией фронта
Чем дальше в прошлое уходят трагические, но героические годы Великой Отечественной войны, тем рельефнее и ярче раскрывается перед человечеством величие подвига, совершенного советским народом. Огромную цену заплатили мы за Победу. Миллионы пали в борьбе с фашизмом. Неумолимое время уносит в вечность оставшихся в живых ветеранов. Мы помним о них и бережно храним память об их воинской славе.
Благодаря им — нашим героям, отдавшим все силы, а зачастую и жизнь для приближения Дня Победы, мы строим свои планы на будущее, реализуем их и можем спокойно думать о завтрашнем дне.
На территории Белоруссии было около 250 концлагерей советских военнопленных и 350 мест принудительного содержания населения. Кроме того, в 186 населённых пунктах были созданы еврейские гетто. За четыре года оккупации уничтожено от 2,5 до 3 и более млн мирных жителей и военнопленных. От рук фашистов погиб каждый третий белорус. 400 тысяч человек, в том числе 24 тысячи детей, были вывезены в Германию на принудительные работы, многие из них погибли. Более двухсот городов и 9200 сельских населённых пунктов лежали в руинах. Судьбу печально известной Хатыни разделили 618 белорусских деревень – немецкие оккупанты со своими пособниками сожгли их вместе с жителями, 188 из них не были восстановлены после войны. Общий материальный ущерб Белорусской ССР составил 75 миллиардов советских рублей, что в 35 раз больше, чем госбюджет БССР в 1940 году.
Весной 1942 года на юго-западе Могилевской области партизаны на значительной территории ликвидировали оккупационные органы гитлеровцев. В марте отряды под командованием А. С. Юрковца, В. П. Свистунова, В. М. Сырцова и В. И. Ливенцева разгромили немецкие гарнизоны на Кличевщине. Весь район вместе с райцентром перешел под контроль народных мстителей.
Была освобождена от фашистов часть Кировского, Березинского и Белыничского районов. Партизанской Республикой называли этот край. Большинство отрядов зоны вошли в состав партизанского соединения, которое получило название Кличевский оперативный центр. Здесь сражались с врагом более 6,5 тысячи патриотов. Они внесли неоценимый вклад в разгром фашистских оккупантов, уничтожая живую силу и технику врага, совершая диверсии на его коммуникациях, ведя кровопролитные бои с крупными силами противника. С первых дней оккупации гитлеровцы стали расстреливать население городов и деревень, сжигали дома, грабили людей, а молодежь отправляли на работу в Германию.
Смертельной угрозой гитлеровская оккупация стала для еврейского населения. Сейчас уже известно, что их истребление в СССР было одной из «специальных задач» нацистов. В начале 1942 года в Берлине на печально известном совещании у эсэсовского руководства (Ванзейское совещание) судьба этого народа была окончательно решена. Пятнадцать высших чиновников рейха, многие из которых имели дипломы докторов различных гуманитарных наук, с немецкой педантичностью и добросовестностью тщательно проработали все детали уничтожения миллионов людей, вся вина которых состояла в их неарийском происхождении.
На оккупированных территориях немецкая политика массовых убийств евреев превратилась в политику их полной ликвидации. Если другие народы защищали свои страны и семьи, то евреи отстаивали еще и свое право на существование, как этноса. Сегодня уже никто не сомневается в том, что сделали бы с живущими на оккупированных немцами территориях русскими, белорусами, украинцами, евреями. Уничтожить всех без исключения – таков был план Гитлера.
С первых дней оккупации народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Партизанский отряд 277 был организован из отдельных групп военнослужащих, попавших, как и мой отец, Мота Сахрай, в окружение в 1941 году.
Вначале отряд действовал самостоятельно, а в апреле 1942 года вошел в состав Кличевского оперативного центра и до мая 1943 года сражался в составе Кличевской бригады.
Первым командиром отряда был Бородин, а с сентября 1941 года отрядом командовал Игнат Изох. В августе 1942 года в отряды Кличевского оперативного центра поступил приказ Центрального штаба партизанского движения об активизации действий бойцов «Зеленого бастиона». В нем говорилось: «Всем партизанам, командирам и комиссарам партизанских отрядов, не считаясь ни с какими трудностями и презирая смерть: выполнить свой долг перед Родиной, усилить партизанскую войну в тылу немецких захватчиков, разрушать средства связи, уничтожать штабы и технику врага;
немедленно начать наносить жесточайшие удары по коммуникациям противника, поставив своей задачей не пропустить ни одного поезда с живой силой, техникой и боеприпасами к линии фронта…»
Летом 1942 года партизаны приняли решение разгромить немецкий гарнизон в деревне Бацевичи Кличевского района.
Боевая группа из 277-го партизанского отряда имела 2 пулемета, 7 автоматов, гранаты.
Партизаны напали внезапно. Фашисты заметались и побежали к восточной окраине села. Бойцы бросились за ними. Немцев было около роты, более 100 человек, а партизан всего 9. В этом бою народные мстители уничтожили 34 гитлеровца. Партизанское движение вырастало в грозную организованную силу.
Командование Кличевского оперативного центра через группу десантников под командованием Бориса Вацлавского передало в Москву радиограмму, в которой сообщило о боевой деятельности соединения и просило прислать оружие, боеприпасы, медикаменты. Центральный штаб партизанского движения сообщил о готовности выполнить просьбу партизанского командования, но для этого следует подготовить для приемки самолета аэродром.
4 июля 1942 года в Кличевской партизанской зоне был принят первый самолет с Большой земли, доставивший оружие, боеприпасы, медикаменты. Вначале самолеты садились на подготовленную площадку вблизи Кличева, а затем был построен аэродром в Усакинском лесу, в шести километрах от деревни Голынка Белыничского района. Теперь самолеты здесь могли садиться и зимой, и летом. Это были самолеты 101-го авиационного полка дальнего действия, которым командовала Герой Советского Союза, полковник Валентина Гризодубова.
Из партизанской зоны в советский тыл вылетали командиры партизанских отрядов, представители советских и партийных органов. Уже в июле 1942 года в Москву вылетели секретарь Кличевского подпольного райкома партии Яков Заяц, начальник разведки 208-го партизанского отряда П.В. Яхонтов. Они доложили командованию о боевой деятельности народных мстителей, всенародной борьбе белорусских партизан против гитлеровских захватчиков.
Рейсы самолетов из-за линии фронта становятся регулярными. «Воздушный мост» между Москвой, фронтовыми базами снабжения и партизанской республикой действовал надежно. Однажды немецкая «рама» (самолет-разведчик) обнаружила место посадки наших самолетов. Партизаны тут же перебазировали прилетевшие самолеты на запасный аэродром, а на старом выставили бутафорию. Гитлеровцы выслали четыре самолета Ю-88 и разбомбили деревянные макеты. В газетах они сообщили, что уничтожен партизанский аэродром с десятью самолетами.
Немецкое командование делало все, чтобы одолеть партизан. К борьбе с «лесными бандитами», как они их называли, были подключены моторизованные части и пехотные дивизии, направлявшиеся в сторону фронта. Первыми удары фашистов приняли на себя партизанские группы, находившиеся в засаде. Они нередко удерживали целыми днями многократно превосходящие силы противника. Бои носили крайне ожесточенный характер и, как следствие, сопровождались тяжелыми потерями.
Шелестом дубрав и березовых рощиц, беззаботным щебетанием птиц встречает приходящих Усакинский лес. А в годы военного лихолетья здесь рвались снаряды и бомбы, гибли люди – обрывались их судьбы.
Весна 1943 года. Разведка 277-го партизанского полка доложила командованию отряда о том, что в направлении деревни Гонча движется эсэсовский отряд. Ночью партизаны вышли к месту засады, имея на вооружении четыре пулемета и два ротных миномета.
К восходу солнца отряд замаскировался в кустарнике невдалеке от дороги. В 10 утра дозорные сообщили, что обнаружен противник. Впереди попарно шли разведчики, а за ними, на расстоянии километра на подводах ехали эсэсовцы. Голова колонны поравнялась с партизанской засадой, когда прозвучал пистолетный выстрел – сигнал к атаке. В обоз полетели гранаты, открыли огонь пулеметы и автоматы партизан, защелкали винтовочные выстрелы. Гитлеровцы, не ожидавшие нападения партизан, соскакивали с телег и бросались врассыпную. Примерно через полчаса с отрядом фашистов было покончено. Партизаны на трофейных лошадях возвратились к себе. И тут случился конфуз. Когда лошадей запрягли в телеги, они — ни с места. Пошли только после ударов кнута. Ни на какие команды и выкрики не реагировали. Один из партизан догадался, что они понимают команды только на немецком языке.
— Хальт! – крикнул он, и лошади стали как вкопанные. – Форвест! – и они послушно пошли вперед.
Как-то разведка доложила, что в сторону деревни Закупленне движется колонна карателей. Партизаны 277-го отряда устроили засаду и, когда враги приблизились, на них обрушился шквал огня. Оставив 28 трупов на дороге, фашисты бежали, бросая раненых. А партизаны с трофеями вернулись в свой лагерь.
Вести о боевых делах бойцов «Зеленого бастиона», об освобожденных от гитлеровцев селах облетели все оккупированные области Белоруссии. Глухими тропами, по глубокому снегу, полуголодные и полураздетые, обходя фашистские заставы, к партизанам со всех сторон потянулись советские люди. Шли в одиночку и группами, целыми семьями, зачастую со скарбом. Они находили у партизан приют, защиту и помощь.
Все дальше, в глубь времен, уходят события Великой Отечественной войны, но память о них мы обязаны донести нынешнему и будущему поколениям, как пример героизма, доблести, самоотверженности и верности народа своей Родине. Нельзя предавать забвению память о славных подвигах сыновей и дочерей Советской Отчизны, тех, кто пал на полях сражений.
Десятки миллионов жизней унесла эта страшная война, изувечила судьбы целых поколений. По последним данным, в ней погибло двадцать семь миллионов граждан Советского Союза. Более одного миллиона партизан сражались в глубоком тылу противника.
Мы будем вечно помнить, какой ценой нам досталась Победа и никогда не забудем погибших и тех, кто всем смертям назло остались в живых.
Геннадий САХРАЙ