«Растут поставки — растет и зарплата»

Одно из старейших предприятий АПК области — ОАО «Могилевский мясокомбинат» — в следующем году отметит свое 115-летие. В 1905 году это была просто городская скотобойня. В 1913 году на предприятии была проведена первая модернизация, мощности переработки были увеличены до 5 тонн в сутки. Сейчас Могилевский мясокомбинат выпускает более 300 наименований различных мясных деликатесов. Причем ассортимент постоянно расширяется, обновляется для выпуска наиболее конкурентоспособной продукции. Особенно большой популярностью продукция Могилевского мясокомбината пользуется в России. А недавно предприятие открыло для себя еще один рынок — китайский. Об одной из составляющих развития экспорта рассказывает директор ОАО «Могилевский мясокомбинат» Сергей Любенков:

— В прошлом году наше предприятие стало сертифицированным экспортером говядины в Китай. Чему предшествовала серьезная подготовительная работа китайских партнеров. Они объехали все мясоперерабатывающие предприятия нашей страны. Изучали культуру производства, смотрели, какими социальными благами пользуются работники. В общем, фактически рассматривали все мясокомбинаты Беларуси чуть ли не под микроскопом. В итоге по качеству выбрали нас и еще одно небольшое частное предприятие. После чего пошла работа, итоги которой — в цифрах. С января по сентябрь прошлого года мы поставили в КНР мясной продукции на сумму чуть меньше 450 тысяч долларов. В этом же году — за аналогичный период — объемы поставок в ценовом выражении выросли более, чем на 8 миллионов долларов. Иными словами, в 18 (!) раз больше, чем год назад.
Рынок Китая огромен. Это мы чувствуем и по интересу к нам со стороны потенциальных покупателей из Китайской Народной Республики. С января по сентябрь на предприятии побывали 86 делегаций от китайских компании-покупателей, заинтересованных в нашей продукции. В результате переговоров заключено 34 контракта. Мы видим, что интерес к нашему предприятию по-прежнему высок. Прогнозируем, что продажи будут только расти. В Китай, к примеру, в 2020-м году планируем поставить продукцию на сумму, превышающую 35 миллионов долларов. Но чтобы удовлетворить спрос, надо заниматься не только переработкой. Еще и развивать сырьевую базу, чем мы сейчас и занимаемся в юго-восточном регионе Могилевской области.
Пока в Китайскую Народную Республику поставляем только полуфабрикаты. Но останавливаться на этом, даже заключив контракты на большие объемы, не собираемся. Намерены поставлять туда и готовый продукт. Те же колбасы, к примеру, что требует тщательной подготовки. Рынок страны, на котором мы только закрепляемся, многогранен и обширен. Потребности в нашей продукции в каждой провинции Китая разнятся. А надо учитывать и кулинарную культуру страны. Все это мы игнорировать не можем. Поэтому выходу нашего предприятия на перспективный рынок — с новинками — будет предшествовать кропотливая работа. Нужно будет создать такой продукт, который сразу и безоговорочно понравится достаточно прихотливому потребителю. Уверен: сделать это нам удастся!
Еще один наш торговый партнер в странах Юго-Восточной Азии — Вьетнам. В эту страну мы поставляем субпродукты. В этом году их будет отгружено на общую сумму, превышающую 400 тысяч долларов.
Планируется выход на новые рынки. Речь идет о Грузии, Азербайджане, Украине, Туркменистане. Расширение экспорта позволяет предприятию чувствовать себя уверенно. Проиллюстрирую это на одном примере. В начале года рентабельность на комбинате составляла около 1,5 процента. Сейчас же — после резкого увеличения поставок в Китай — этот показатель за сентябрь превысил 7 процентов. Значит, у нас появились средства на дальнейшее развитие. И — что немаловажно — на достойную зарплату рабочим. Она сегодня — более 1000 рублей. И будет только расти.