Православие

Духовная мать Руси

24 июля Святая Православная Церковь отмечает праздник — День памяти святой равноапостольной княгини Ольги.

Со времён Аскольда, первого в нашем Отечестве князя-христианина, на Руси существовали православные общины. Эти общины были настолько многочисленны, что ещё в 945 году, когда князь Игорь заключал договор с греками, «крещёная Русь» приносила клятву верности этому договору отдельно от прочих, в киевской соборной церкви. Немало христиан было и среди пришлых воинов-варягов. Христиане служили своему Богу в чистоте и доброте, в милосердии и любви, в совершенстве и святости. Княгиня Ольга — жена князя Игоря, погибшего от рук древлян, сердцем уже тянулась к этой вере, но хотела испытать её и умом — стала расспрашивать о ней христианских наставников. Интересовалась ритуалами, ходом службы, что главное в этой вере, к чему Бог призывает своих последователей.
Дабы углубить познания о святой вере, она предприняла путешествие в Византию. В крещении великая просветительница Руси приняла имя Елена — имя святой равноапостольной царицы Елены, которую Господь сподобил обрести и воздвигнуть над народом Животворящий Крест его.
Из Царьграда святая княгиня Ольга возвращалась на Русь, окрылённая ревностью о Боге, приготовленная просвещать сердца русичей светом Христовым. Став христианкой, великая княгиня Ольга умножила благодеяния, даруемые народу её мудрым правлением.
Святая равноапостольная княгиня Ольга объехала все земли Руси, проповедуя народу слово Божие и воздвигая кресты — от них исходили чудеса, и это способствовало привлечению русичей к христианской вере.

Руси Креститель

28 июля — равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия.

Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться с именем равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперёд предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа.
Владимир — внук святой равноапостольной Ольги, сын Святослава.
И было незабываемое и единственное в русской истории утро Крещения киевлян в водах Днепра (988 г.). Накануне Владимир объявил народу: «Если кто не придёт завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг». Священное желание князя было исполнено беспрекословно: «В одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом».
Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел Владимир ниспорвергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на месте их рубить по холмам церкви, освящать престолы для Бескровной Жертвы. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути «из варяг в греки» — словно путеводные знаки, светочи народной святости.
Святой Владимир твёрдой рукой сдерживал на рубежах врагов, строил города, крепости. Им построена первая в русской истории «засечная черта» — линия оборонительных пунктов против кочевников. «Нача ставити Володимер грады по Десне, по Выстри, по Трубежу, по Суле, по Стругне. И населил их новгородцами, смолянами, чудью и вятичами. И воевал с печенегами и одолевал их».
Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряжённой духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения.