Основа безопасности жизни ребёнка

Во вторник прошлой недели на базе учреждения здравоохранения «Могилёвская детская поликлиника № 4» прошёл обучающий семинар на тему «Профилактика детского травматизма» для медицинских работников областного центра и Могилёвской области. Целью ставилась задача по обучению родителей навыкам создания безопасного проживания детей раннего возраста. Инициаторами проведения семинара стали Министерство здравоохранения Республики Беларусь совместно с ЮНИСЕФ.
В работе семинара приняли участие Татьяна ГНЕДЬКО – ведущий научный сотрудник ГУ «РНПЦ «Мать и дитя» и Дарья Ясинская – заведующая ресурсным информационно-методическим мониторинговым центром этого учреждения.
О работе семинара рассказывает врач-педиатр (заведующий педиатрическим отделением № 3 детской поликлиники) Анна БАРАНОЧНИКОВА.

— На семинаре обсуждались вопросы правильного информирования родителей о возможных опасностях в доме, на улице и в любом месте, где может находиться ребёнок раннего возраста и как сделать эти условия максимально безопасными. То есть, шло обучение медицинских работников, как максимально донести такую информацию до родителей, чтобы они сами знали, что может ожидать их чада в окружающем мире.
Также было организовано анкетирование, проверен базовый уровень знаний присутствующих, и в результате проведена корректировка обсуждаемых вопросов. Были получены ответы — почему так, а не иначе. Во второй части семинара состоялся обмен мнениями, выступающие приводили примеры из жизненной ситуации. Были и курьёзные моменты, нередко встречающиеся в жизни, но это также опыт.
Основными моментами, очень важными для нас всех, стали семь опасных для здоровья вещей, о которых порой забывают родители. Считаю необходимым напомнить о них ещё раз.
Бытовая химия
Родителям следует убрать ёмкости с моющими средствами, бытовой химией, растворителями, красками, лаками на верхнюю полку или закрыть в шкафчике.
Монеты, магниты, значки
Исключить доступ детей к монетам и осуществлять постоянный контроль за собой, домашними, родственниками и гостями. Убрать значки и сувенирные магниты.
Элементы электропитания
Контролировать доступ детей к ним и предметам, их содержащих (пульты, часы, фонарики, тонометр, электромеханические игрушки).
Игрушки не по возрасту и спортивный инвентарь
Особую опасность представляют игрушки и предметы старшего ребёнка, включая настольные игры, конструкторы, мелкие канцелярские детали, велосипеды, гантели, скакалка и другой спортивный инвентарь, снаряжение и оборудование.
Дамские сумки
При входе в дом, квартиру, комнату сумку, портфель, рюкзак, барсетку помещать вне досягаемости ребёнка или закрывать в шкафу, не оставлять на стуле, комоде или на полу, так как их содержимое может представлять опасность для ребёнка, включая маникюрные ножницы, пилки для ногтей, ключи, заколки и другие мелочи.
Растения в горшках
Уберите декоративные камешки, ракушки, дренаж. Исключаются опасные для здоровья ребёнка растения (азалия и другие молочайные, бегонии, монстеры, олеандра, филодендроны и др.).
Еда для домашних животных
Упаковки с едой для собак, кошек, рыбок и других домашних животных, как и ёмкости, из которых едят питомцы, хранить вне досягаемости ребёнка.
Об этих аспектах шла речь на семинаре, рассказывалось о тех обычных вещах, которые окружают нас и какая может от них исходить опасность. Всё это основывалось на базе изученного опыта несчастных случаев по республике. Так, за прошедшие три года было много трагедий, когда дети падали из окон. Это тот случай, который предотвратим. И в первую очередь — родителями, потому что дети раннего возраста, должны находиться под их неусыпным надзором, перед окнами не должно стоять столов, стульев и других предметов, при помощи которых ребенок может забраться на высоту. Одной из мер профилактики является установка на окна механизмов, препятствующих легкому открытию окон. Взрослым не показывать до определённого возраста детям, как окно открывается и не давать развить этот навык.
Ведущие специалисты рассказали о том, какие есть ещё опасности. В том числе – автомобили, детские площадки, даже самые банальные игрушки. Основные правила, на которых основывается безопасность, это правила, когда учитываются возрастные особенности ребёнка, изучение его психологии, потому что дом в глазах ребёнка выглядит совершенно иначе. Ему всё интересно, любопытно: пощупать, изучить на вкус, что-то сделать самостоятельно, он не понимает, что это может быть опасно, пока родители его этому не обучат.
Не один год изучалась эта тема, и за это время накопился опыт, что позволяет медицинским работникам на базе своих знаний иметь возможность многое правильно подсказать родителям, потому что те могут недооценивать возможную опасность, не представлять себе её наличие. То есть, это тот случай, когда с их стороны имеется недооценка ситуации, момента риска.
А есть и такое — недооценка индивидуальных возможностей ребёнка. Мы не знаем, в каком возрасте он сможет подойти и сам открыть газ, включить горячую воду, встать на носочки и дотянуться до легко разбивающейся посуды… Мы думаем, что дети не знают, не понимают, не умеют что-то сделать. А они пробуют и делают, особенно в более старшем возрасте. И когда мы говорим, что это нельзя, у них наоборот возникает любопытство. Как известно, запретный плод сладок. Это чувство движет ребёнком и в хорошем смысле. Ощущение новизны, тяга к познанию. Но дело в том, что если мы знаем, что будет в результате наших действий, то ребёнок ещё этого не знает — какие будут последствия. Родители ему не объяснили, не показали, не продумали сами итоги, результат.
Кресло для ребёнка в автомобиле поставили, а не закрепили его. Грош цена такой мнимой безопасности. Всё надо делать обстоятельно, доносить до детей, сделанное проговаривать, объяснять. Опять же, что-то ребёнок сделал нехорошо: нарушил, уронил, разбил. Ему, конечно, надо втолковать, что это нехорошо, но укорять следует не ребёнка, а действие, которое он совершил. Не прыгай, потому что может разбиться ваза, не бегай, потому что упадёшь и получишь травму и т. д. Надо, чтобы у него опыт какой-то появлялся, чтобы он начинал понимать, предвидеть последствия своих шалостей. Причём, говорить это необходимо спокойно, не повышать голос, объяснить ему, почему это нехорошо и к чему может привести.
Просто запрет не всегда эффективен, а надо, чтобы маленький человек подумал, понял и в следующий раз, когда ему захочется бежать, предполагал последствия. Надо, чтобы он накапливал свой опыт. Надо привлекать детей к каким-то бесхитростным занятиям, в качестве маленького помощника маме или папе каждый раз благодарить за помощь.
Вот молодая мама выписалась из роддома, привезла ребёночка домой и у неё сразу же возникла тысяча вопросов. Куда и как его положить, как покормить? Для оказания ей помощи в любой поликлинике области есть памятки, в которых прописаны основные моменты создания безопасной среды для ребёнка. Там указывается, как правильно покормить ребёнка, как правильно уложить его спать. Особо обращается внимание на то, что нельзя оставлять одного ребёнка на высоко расположенной поверхности, при купании в ванночке и другие моменты, которые предотвратимы при помощи родительского внимания, да и дедушек с бабушками.
В беседу вступает заместитель главного врача детской поликлиники № 4 Валентина ШКОНДА:
— Так как у детей преобладают бытовые, уличные и частично спортивные травмы, то в борьбе с их травматизмом основное значение следует уделять профилактике в данных условиях. Однако наиболее эффективным средством его снижения является ликвидация детской безнадзорности, в частности, организация так называемых групп продлённого дня и наблюдение за ребятами, остающимися до или после занятий в школах без присмотра взрослых, воспитание у них дисциплины и правильного поведения как дома, так и вне его.
Несмотря на то, что травмы бывают разные (раны, ушибы, вывихи, переломы, ожоги, отравления, обморожения, тепловые и солнечные удары, поражение электрическим током и др.), причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр родителей, неосторожное, неправильное поведение ребёнка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Конечно же, возникновению травм способствуют и возрастные особенности детей: любознательность, недостаток жизненного опыта, отсутствие чувства опасности.
Работа персонала детских учреждений и родителей по предупреждению травматизма должна идти в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций, связанных с неблагоустроенностью внешней среды; систематическое обучение детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребёнка чувство робости и страха, а наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.
Каждый из участников семинара стал частицей большого проекта информационного программирования родителей. Поставлена задача — донести до них наши цели и методы, обучить, чтобы из поколения в поколение каждый родитель развивал эти навыки и передавал их дальше. Это проект, который касается каждого человека. И родителей, и бабушек, и дедушек. Чтобы они все знали, какие имеются возможные опасности, которые могут возникнуть во время пребывания ребёнка в саду, на улице, на воде, на даче, в разных житейских ситуациях. Медицинскими работниками поликлиники разработана памятка по профилактике травматизма. В ней очень сжато и конкретно рекомендовано, как правильно обустроить дом, детскую комнату, кроватку. Ведь когда патронажная сестра приходит в первый раз к молодой маме, не всегда можно в полной мере всё сразу охватить, а так сама родительница может в спокойной обстановке почитать эти очень ценные, дельные рекомендации, изложенные в памятке, и последовать им.
Ведь мы сами способны повлиять на обстоятельства, которые приводят к различным нежелательным последствиям. А дети – это наше будущее. Будем же предельно внимательны и предусмотрительны.
Записал Владимир ЗЮЗЬКЕВИЧ